Внесудебный порядок урегулирования споров, добровольность, конфиденциальность, беспристрастность, независимость и оперативность в принятии решений — вот основные принципы деятельности финансового омбудсмена, заложенные в готовящийся законопроект. «Было бы правильным, чтобы на каждом финансовом рынке был свой финансовый омбудсмен, но они должны быть все объединены под единым началом», — считает Аксаков. Он также отметил, что для большей объективности институт финансового омбудсмена мог бы действовать на базе Ассоциации юристов России для большей объективности.
Финансироваться деятельность уполномоченного по правам потребителей в финансовой сфере должна из взносов участников рынка. «По такому принципу институт финансового омбудсмена содержится в Германии, где на это дело в год тратится около 3 млн евро», — говорит глава Всероссийского союза страховщиков Андрей Кигим. Подобный механизм, по его словам, не может нанести существенного ущерба финансовым организациям. Обращение к омбудсмену должно оставаться бесплатным для граждан. Согласно концепции законопроекта, он сможет рассматривать жалобы, сумма претензий по которым не превышает 100 тысяч рублей. По мнению ряда экспертов, введение института финансового омбудсмена и его популяризация должны помочь разгрузить суды от рассмотрения небольших несложных споров. За пять лет общее количество исков потребителей в финансовой сфере выросло в 50 раз, и только в 2011 году их число превысило 260 тысяч.
Напомним, что роль финансового омбудсмена с 1 октября 2010 взял на себя депутат Госдумы Павел Медведев. Он неоднократно говорил о необходимости закона, регулирующего деятельность омбудсмена, потому что без него все его замечания носили рекомендательный характер. В феврале 2012 года Медведев оставил этот пост в связи переходом на новую должность. Сейчас обязанности финомбудсмена временно исполняет президент АРБ Гарегин Тосунян. Новый омбудсмен будет избран, предположительно, уже в апреле.