Аграрии считают, что виной всему — хороший урожай, который они собрали осенью минувшего года. Оказывается, такое тоже случается — когда не было б несчастья, да счастье помогло.
— Цены на картошку и овощи тогда заметно снизились, — вспоминает один из серпуховских фермеров. — Перекупщики у нас скупали картошку по 2 руб. за килограмм, капусту и вовсе по 50 копеек — дешевле было ее запахать в поле. Я, как и многие мои коллеги, урожай решил придержать до весны — уж тогда-то не прогорю. А получилось наоборот, сегодня цены по многим позициям даже дешевеют...
Как сообщили «МК» в подмосковной фермерской ассоциации, многие сельхозпроизводители сегодня находятся на грани экономического краха. Вырастив неплохой урожай (например, по «второму хлебу» он составил в среднем 250 центнеров с га, по капусте 650) и заложив его на хранение до «лучших времен», крестьяне столкнулись с настоящим кошмаром: добрая половина картофеля, капусты, моркови и прочих овощей благополучно сгнили.
— Как правило, наши хранилища не оборудованы системой вентиляции, — рассказывают в ассоциации. — Аномально теплый ноябрь и последовавший за ним совсем не зимний декабрь и половина января привели к тому, что урожай начал активно преть. Потом грянули сильные морозы и от запасов осталось только
Оставалась надежда, что весной цены на продовольствие поползут вверх, что и позволит им если не получить солидную прибыль, то хотя бы отбить затраты. Ведь каждый второй фермер под посевную берет кредит и деньги эти необходимо возвращать, да еще и с процентами! Весенний рост цены был всегда, а уж нынешний год, после выборов Госдумы и президента, во многом развязывал руки крестьянам.
Но, как видим, особого скачка цен в московских магазинах и на базарах не наблюдается. Килограмм картошки старого урожая можно купить за 10 и даже за 8 рублей, примерно столько же стоит и белокачанная капуста. Федеральные власти, чтобы сбить ажиотаж, вбросили огромные партии овощей из Польши и братской Белоруссии. Горожане от таких мер, конечно, выиграли, в кои веки у нас не зафиксировано «сезонное подорожание».
Однако фермерам приходится туго. Поскольку у них нет никакой реализации, то кредиты возвращать нечем, а банкиры, не желают «войти положение», заявляют, что новых кредитов под посевную не дадут, если земледельцы до последней копейки не рассчитаются со старыми долгами.
Даже крупные воротилы фермерского бизнеса, у которых в закромах дожидалось своего часа по
«Лекарства» от таких действий правительства в России еще не придумано. Урожай можно застраховать, — но только от дождей или засухи. Компенсировать финансовые потери — не в традициях нашей власти, ведь это суровые законы рынка, и без банкротства не обойтись
Но рынок здесь вовсе ни при чем. Похоже, что в нашем сельхозведомстве начисто отсутствует всякое прогнозирование — короче, менеджмент. А иначе зачем завозить урожай из других стран, если собственные овощи благополучно гниют в погребах и хранилищах?