Правда, в мире уже есть Совет финансовой стабильности, созданный «Большой двадцаткой» в апреле 2009 года на лондонском саммите. Это наднациональный институт финансового регулирования (в него входит и ЦБ РФ) для борьбы с кризисом. Среди его самых известных акций — опубликование в ноябре 2011 года списка из 29 финансовых компаний, включая Deutsche Bank AG (DBK), BNP Paribas, Citigroup, HSBC и т.д., деятельность которых признана системно важной для мировых финансов. Банки обязали увеличить уровень буферного капитала на 1,5% сверх 7% капитала первого уровня, установленных третьим пакетом требований («Базель-3»).
Сейчас Совет по финансовой стабильности готовит «идентификаторы» из 20 символов, которые получат все юридические лица в глобальном масштабе. Главная цель этой грандиозной программы — сделать международные финансовые транзакции максимально прозрачными. Это уже акция международного финансового полицейского. «Большой брат» не дремлет.
Почему же тогда российский Совет по финансовой стабильности — прецедент? Это одно из нововведений «Стратегии-2020». Совет, по мысли экспертов, создается «при» ЦБ. Его функциями будет «мониторинг ситуации на различных финансовых рынках и реализация мер регулирования для предотвращения перегрева и пузырей, а также мониторинг за накоплением рисков на балансах всех крупных системообразующих финансовых институтов вне зависимости от рода их деятельности». Все как у совета, созданного «двадцаткой».
Сейчас эти задачи возложены на один из департаментов ЦБ, при котором и создается совет. Реализация плана должна привести к усилению регулирующей функции ЦБ, но она же подтверждает, что сейчас ЦБ оказывается не на высоте стоящих перед ним задач.
Эта двойственность пронизывает многие предложения «Стратегии-2020». Эксперты стремятся дополнить существующую систему органов исполнительной власти системой советов, в которые наряду с чиновниками входили бы и представители экспертного сообщества. Совет по финансовой стабильности — первая ласточка.
По сути, это признание того, что, с одной стороны, процессы в мировой экономике требуют постоянных мозговых штурмов, с которыми чиновники сами не справятся; с другой — это констатация факта, состоящего в том, что российское правительство оказывается не в состоянии улучшить деловой климат в стране. Эксперты предлагают учредить не только Совет по финансовой стабильности, но и, например, Национальный совет по инвестициям.
Поддержка этих предложений Медведевым означает, что он намерен развивать свою линию на формирование «большого правительства», состоящего не только из госслужащих, но и из представителей экспертного сообщества.
Однако есть риск, что оборотной стороной такого курса может оказаться подмена развития нормального демократического процесса в нашей стране технократической эрзац-демократией. Есть, впрочем, и еще один очевидный риск: «большое правительство» вместе с экспертными советами вполне могут превратиться в декорацию. Тогда российский капитализм так и останется чиновничьим капитализмом.