Мода на качество

Куда идет платное телевидение?

Российский рынок платного ТВ бурно развивается. Растет количество транслируемых телеканалов, операторы все чаще предлагают интерактивные сервисы (например, видео по запросу), HD- и 3D-телевидение. В этом году число абонентов цифрового ТВ в столице вырастет до 1,4 млн., уверены аналитики.

Куда идет платное телевидение?

Расклад сил

По оценкам iKS-Consulting, объем рынка платного телевидения в прошлом году вырос на 20% и составил 40 млрд. рублей, число пользователей достигло 26 млн. (рост — 21%). Проникновение услуги превысило 50%. Причем спутниковое телевидение (СТВ) и IPTV (передача закодированного телесигнала по выделенному интернет-протоколу. — «ЭВ») росли быстрее кабельного (КТВ).

В настоящее время на долю 5 крупнейших операторов платного ТВ приходится 72% всей абонентской базы (см. таблицу). По оценкам независимых экспертов, в спутниковом сегменте быстрее всего росла абонентская база «Триколора» и «Орион-Экспресса», хорошими темпами развивались «НТВ+», «Радуга ТВ» и «Актив ТВ» (холдинг «Рикор»). В сегменте IPTV лидировали «Ростелеком» и «Вымпелком». В сегменте кабельного ТВ рекордсменом по новым подключениям стал «ЭР-Телеком»: за год оператор подключил более полумиллиона новых абонентов. Передовики предлагают своим клиентам от 50 до 100 телеканалов.

За прошедший год ARPU (средний доход от одного пользователя) платного ТВ снизился на 10% за счет увеличения в спутниковом сегменте доли «Триколора», а в сегменте IPTV — снижения тарифов и проведения многочисленных акций форсирующими новый рынок лидерами IPTV—сегмента.

В минувшем году семимильными шагами развивался столичный рынок. Количество подписчиков цифрового платного ТВ в Москве, по данным iKS-Consulting, выросло за год на 23% — до 1,26 млн. Крупнейшими игроками сегодня являются «Акадо» (КТВ, доля 39%), «Триколор» (СТВ, 20%), «НТВ +» (СТВ, 12%), «Вымпелком» (IPTV, 12%), МТС (IPTV, 9%).

В ближайшей перспективе возможно появление новых телеканалов. Входной билет здесь пока еще недорог. А вот появление новых федеральных операторов маловероятно. Скорее всего, лидеры продолжат покупать небольших региональных операторов. Так что консолидация рынка платного ТВ продолжится. С интересом к российскому рынку платного ТВ присматриваются и зарубежные телехолдинги.

Тенденции

Несмотря на то что на многих зарубежных рынках уже отмечается отток абонентов платного телевидения (например, кабельного ТВ в США), российский рынок непрерывно растет. «Потоковое телевидение сдает свои позиции. Интерес пользователей к платному телевидению подогревается как новыми предложениями со стороны операторов, так и покупкой новой современной техники: HD- и 3D-телевизоров, smart-телевизоров», — пояснила «ЭВ» аналитик iKS-Consulting Елена Крылова.

На столичном и региональных рынках продолжается демпинг небольших игроков. Однако генеральный директор «Триколор ТВ» Александр Макаров уверен, что время дискаунтеров проходит: «Сейчас появляется все больше клиентов, которые ценят качество контента. Мы заметили этот спрос, поэтому предложили на недавней выставке „CSTB-2012“ новый пакет иностранных телеканалов на русском языке».

Делают ставку на качество и производители контента. «Качество становится одним из драйверов телеиндустрии, — уверен Сергей Плотников, генеральный директор Sony Entertainment Television, Россия и СНГ. — Цена на качественный контент в нашей стране, как и во всем мире, будет расти. При этом российский рынок становится все более цивилизованным, на нем почти нет пиратства». «С развитием Интернета, мобильной связи производители телеконтента все активнее ищут подписчика в Интернете», — добавил Плотников.

В минувшем году ряд крупных операторов зафиксировали интересный факт: несмотря на демпинг небольших игроков продажи контрактов в столице не падали, хотя уровень проникновения услуг постоянно рос. «Со второй половины прошлого года мы заметили, что многие пользователи начали переходить на резервирование каналов. Многие москвичи считают недопустимым из-за поломок сидеть без ТВ и Интернета один-два дня. Поэтому они приглашают в свои квартиры еще одного оператора», — сообщил руководитель пресс-службы ГК «Акадо» Денис Рычка. По его мнению, продолжает расти спрос на гарантированные скорости. «Абоненты с каждым кварталом качают все больше трафика. Понятно, что им хочется скачать фильм за 2 минуты, а не за 30. Сегодня на рынке есть предложения со скоростью 100 Мбит/сек., хотя для обычного клиента достаточно 5 Мбит/сек. Но почти все операторы указывают максимально допустимую, а не реальную скорость. А это не одно и то же. Следующий этап развития рынка — операторы будут заявлять о реально гарантированной скорости», — уверен эксперт.

Еще один тренд — альянсы операторов СТВ и КТВ. Крупные операторы спутникового ТВ наращивают абонентскую базу за счет «ухода в кабель». Как стало известно «ЭВ», на днях оператор спутникового ТВ «Радуга ТВ» создало взаимовыгодный альянс с региональным кабельным оператором.

Операторы платного ТВ все активнее борются за зрителя с Интернетом: появляются интеграционные решения, такие как смарт-телевизоры, технология OTT (Over The Top).

Проблемы

Несмотря на высокие темпы развития платного ТВ, говорить о существенном прорыве в индустрии платного ТВ не приходится. «Мы очень сильно отстали по количеству HD-каналов. В Европе более 300 телеканалов, в США — больше 160. У нас по всей России только 27 каналов высокой четкости. При этом в России продано около 12 млн. HD-телевизоров. Из них смотрят HD-телевидение чуть больше 120 тыс. пользователей», — подчеркнул PR-директор оператора спутникового телевидения «Орион Экспресс» Михаил Дубровский.

По мнению специалистов, продвижение HD-формата в РФ тормозят три причины: недостаток контента, дорогие HD-ресиверы и хронические неудачи Роскосмоса с запуском спутников. И если первые две проблемы потихоньку отступают (на отечественном рынке появился первый бесплатный пакет с 10 HD-каналами, в два раза подешевели HD-ресиверы), то неудачи Роскосмоса в прошлом году фактически остановили ряд перспективных HD-проектов. «Дефицит спутниковых емкостей — беда не только для операторов, но и для владельцев телеканалов. Сейчас в РФ более 300 каналов, на мировом рынке — более 8 тыс., многие к нам просятся, но мы не можем предоставить им место в нашей линейке, потому что у нас нет свободных емкостей», — говорит пресс-секретарь «Радуга-ТВ» Галина Светличная.

Развитие спутникового ТВ сдерживает и менталитет россиян. Многие жители нашей страны не знают о существовании нишевых телеканалов.

У «кабельщиков» — свои проблемы. Сейчас регуляторы пытаются заставить их «перенести» всю кабельную инфраструктуру под землю. По самым скромным оценкам экспертов, перенос воздушно-кабельных переходов в подземную канализацию будет стоить более 70 млрд. руб. Разумеется, огромные расходы операторов, как у нас водится, будут тут же переложены на кошельки клиентов.

инфографика: Иван Скрипалев

Прогнозы

В Европе ведущие телекоммуникационные холдинги предлагают клиентам в одном пакете пять-семь услуг. Это не только цифровое ТВ, Интернет, городская и междугородняя телефонная связь, но и охрана дома, его управление. По такому же пути будут двигаться и российские компании, уверены специалисты. Пока в одиночку это сделать трудно. Но прецедент уже создан. Один из федеральных операторов кабельного ТВ подписал договор с французской компанией Bouygues Telecom на продажу приставок, которые не только обеспечат пользователей цифровым ТВ, выходом в Интернет, но и оснастят жилье функциями «умного дома»: климат-контроль, управление электропотреблением.

«В текущем году число абонентов цифрового ТВ в столице еще увеличится — не менее чем на 8% — до 1400 тыс. Мы ожидаем более высоких темпов роста по подключениям в сегменте IPTV», — подчеркнула Елена Крылова. В России, по прогнозам iKS-Consulting, число абонентов платного ТВ в 2015 году вырастет до 35 млн., проникновение услуги приблизится к 67% . Объем рынка в 2015 году составит 60 млрд. руб. И хотя в структуре рынка по технологиям по-прежнему основную долю будет занимать кабельное ТВ, его доля снизится с 60% до 52% за счет роста других технологий — так, доля IPTV в 2015 году превысит 10%.

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Популярно в соцсетях

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру