— Сложнее всего добиться справедливости до сих пор было туристам, — говорят в Верховном суде РФ. — Вот, например, человек купил путевку, а потом не смог отправиться в путешествие по объективным причинам или просто передумал ехать. Турагентство в таких случаях требует выплатить неустойку. Часто отказывается возвращать аванс. А мы разъяснили, что это незаконно и клиент ничего туроператору не должен.
Второй важный момент — ВС объяснил, что делать, если вещь была некачественной, а продавец отказывается возвращать деньги. Высшие судьи сразу расставили точки над «i» — покупатель, заявивший, что товар плохой, доказывать это не обязан. Сделать это должен продавец (один или вместе с изготовителем). Цитирую: «в споре между покупателем и продавцом о качестве проданного товара именно продавец доказывает факт отсутствия в нем недостатков либо факт возникновения недостатков не по его вине». Если же он не пожелает это делать, то автоматически будет считаться, что прав покупатель. Если вначале продавец стал тянуть с возвратом денег или вообще отказался добровольно выплатить их, суд обязан его еще и оштрафовать. Чтобы в следующий раз не жульничал и другим неповадно было.
ВС привел и любопытный случай — из-за некачественной проводки сгорела машина. Так вот, по мнению судей, продавец должен выплатить стоимость авто и сгоревшего вместе с ним гаража, прочего имущества. Более того, автолюбитель может еще потребовать возмещения морального вреда — ведь он сам или члены его семьи не пострадали по чистой случайности.
Не смогут теперь уйти от ответственности коммунальщики, которые отключили людям свет, воду и газ. Речь идет о тех случаях, когда жильцы исправно платили по квитанциям, но деньги до прямых поставщиков не дошли, растворившись на счетах посредников.
Еще один важный момент касается дольщиков. ВС в своем решении указал, что если многоэтажка сдана позже срока, то покупатели квартир, заключившие договоры на стадии строительства, вправе рассчитывать на компенсацию морального вреда.
Любопытно, что разъяснение ВС — своеобразный подарок к юбилею: исполнилось 20 лет Закону о защите прав потребителей. В Обществе защиты прав потребителей признают, что взаимоотношения потребителей и производителей в России находятся сегодня на очень низком уровне. Бизнесменам сегодня выгоднее ходить в суд, чем поддерживать высокое качество своей работы, говорит юрист организации Мария Свиридова. «Так называемый американизм, когда люди судятся по мелочам, — это, к сожалению, единственный выход», — считает Свиридова.
Самыми проблемными в ОЗПП считают рынки автоперевозок, связи, ЖКХ, страхования и, конечно, продуктов питания. «Согласно данным Роспотребнадзора, порядка 50% продуктов питания не соответствует заявленным требованиям», — заявил председатель ОЗПП Михаил Аншаков. Увы, по словам Аншакова, во многом деятельность Роспотребнадзора сведена к «полной профанации». С 2003 года государственные стандарты (ГОСТы) имеют рекомендательный характер. «Официально говорится, что хотели перейти на технический регламент. Называлось
Кроме всего прочего Аншаков подчеркнул, что граждане пока сами не проявляют достаточной активности. По его словам, единственная сфера, где потребители действительно пытаются защитить свои права, — это недвижимость.