Статистическое волшебство года
Есть, как известно, три вида лжи: просто ложь, наглая ложь и статистика. Недавно появился и четвертый вид лжи — подсчет голосов. Но это уже политика. А мы про экономику. А если точнее — про инфляцию.
Росстат весь год старался как мог. Инфляция только что не росла в обратную сторону. И хотя глава ведомства Александр Суринов готов до последнего бороться за объективность своей статистики, мы все же привыкли больше доверять собственным глазам. Если кто не понял, речь идет об очередной предвыборной сказке со счастливым концом: инфляция по итогам 2011 года окажется самой низкой в современной истории России — не более 6,2–6,5%.
Путину такая работа Росстата пришлась по душе. В ходе юбилейной прямой линии он отметил: «Такого показателя в истории современной России не было. Мы уже выходим на уровень европейских стран — в Великобритании сегодня 5%. Для России это очень хороший показатель». Действительно, этот показатель будет на 2,3% ниже уровня инфляции 2010 и 2009 годов. А с учетом того, что, по данным премьера, в начале 2000-х годов рост цен в стране составлял порядка 30% в год, результаты этого года окончательно кажутся победными.
Но все же не стоит забывать, что рост цен в России больнее всего бьет по малоимущим, для которых товары первой необходимости дорожают гораздо быстрее. Так называемая «инфляция для бедных» за этот год в среднем по стране набрала около 18%. Росли в цене именно те товары и услуги, которые покупают наименее обеспеченные граждане.
Неожиданная отставка года
А вот это — из разряда настоящих головоломок. 26 сентября президент Дмитрий Медведев по представлению премьера Владимира Путина со скандалом указывает на дверь вице-премьеру и министру финансов с более чем одиннадцатилетним стажем Алексею Кудрину. За публичную нелояльность. Да еще выказанную в самом Вашингтоне. Отставлен член ближнего круга Путина, проработавший с ним целых двадцать лет. Но разногласия в этом самом ближнем круге неожиданно оказались настолько непреодолимыми, что Путину пришлось выбирать: или будущий премьер Медведев, или будущий премьер Кудрин. Последний проиграл. Хотя и чисто в аппаратном смысле. Кто же на самом деле окажется прав в споре о бюджетной стратегии в 2012-2014 годах — Медведев или Кудрин, — покажут время и цены на нефть.
Нехитрый обман года
Госдума пятого созыва напоследок приняла законопроект об изменении страховых взносов. Тем самым обещание Дмитрия Медведева снизить их с 34 до 30%, казалось бы, выполнено. Но лишь формально. На самом деле правительство не нашло резервов для такого снижения и после мучительных согласований решило компенсировать потери введением так называемого «налога на большие зарплаты». На 2012–2013 годы была установлена ставка платежа в 30% с зарплат до 512 тыс. руб. в год плюс 10% с сумм, превышающих этот порог. Новые ставки означают снижение нагрузки на зарплаты лишь до 42 тыс. руб. в месяц — на более высокие доходы бремя, наоборот, возрастает. Напомним, пока что страховые взносы в размере 34% выплачиваются за всех, чей доход не превышает 463 тысяч рублей в год. С большей суммы взносы не платятся. Казалось бы, воцарится социальная справедливость, ведь сейчас основные взносы собираются с тех работников, у кого низкая зарплата. Однако на деле один из вариантов реакции на правительственный «финт ушами» — за высокооплачиваемых сотрудников придется платить менее «ценным» кадрам. Работодатель может отыграться, снизив им зарплаты. Вполне возможно, что некоторые компании решат просто «перераспределить нагрузку». Чтобы удержать высокий доход «дорогого» сотрудника, взносы за него вычтут из зарплат, например, десятерых «дешевых». Другой вариант — увеличение «серых» выплат. Практику зарплат в конвертах в нашей стране пока никто не забыл.
Реальный риск года
Но на самом деле чудес ведь не бывает. Потратить можно только то, что заработал. Кредиты, даже доверия, рано или поздно приходится оплачивать. То же — и с бюджетом страны. Конечно, бюджет-2012 при первом приближении смотрится по сравнению с аналогичными документами многих стран еврозоны неплохо: дефицит — всего-то 1,5% ВВП. Тогда как во всеми склоняемой Греции — все девять с лишком. Однако наш бюджет держится исключительно на одном якоре, да и то кое-как заглубленном. Запланированный дефицит строится на нефтеценах в $100 за баррель. Ровно столько, как в уходящем декабре. А если меньше — скажем, $90? То сразу минус для бюджета в $10 млрд. А если $80/баррель — дефицит возрастает до 5% ВВП. А если $60 — Стабфонда хватит максимум на год расходов. Потом — никому платить не будут. Даже офицерам, которым обещали в будущем году удвоение или даже утроение денежного содержания. А вдруг вторая волна кризиса окажется выше первой? Тогда рубль рухнет. А если и не рухнет сразу, то армия (своя же) добавит. Повышение военных расходов за три года — с 2011 до 2014-го — на 80% по номиналу, а с учетом инфляции — более чем в полтора раза, может себе позволить только государство, готовящееся к крупномасштабной войне. Так хотя бы сказали, с кем. Вторую волну кризиса «Тополями» не остановишь.
Не сказочный обвал года
По недоброй традиции экономические гадости в России случаются в августе. На этот раз обвал был вызван внешними причинами — второй волной глобального кризиса. 4 августа одно из трех крупнейших рейтинговых агентств Standard & Poor’s впервые с 1917 года снизило кредитный рейтинг США. Правда, всего лишь на одну ступень — с ААА до АА+, но и этого хватило для рекордного с 2008 года обвала на мировых биржах. Эта волна не обошла стороной и Россию, хотя, если следовать логике Владимира Путина, недавно назвавшего нашу экономику вполне «здоровой», с темпами роста в 4,5% годовых, то она должна была разбиться о волнолом исключительно верной экономической политики. Но, к сожалению, российские индексы падали больше мировых. Так, за август—сентябрь индекс ММВБ упал на 22,6%. Как говорят биржевики: российская биржа — это американская, но со спекулятивным плечом. Народ реально запаниковал, принялся скупать золото, которое несколько раз устанавливало абсолютные рекорды стоимости. Но оказалось, что американским активам альтернативы в общем-то нет, а драгметаллы быстро подешевели. К концу года выяснилось, что волшебников все же больше в Белом доме на Потомаке, чем в такого же цвета здании на Краснопресненской набережной. Пожертвовав рейтингом, американцы простимулировали внутреннее производство. Поскольку 29% мирового ВВП по-прежнему дают США, это позволило худо-бедно завести их экономический мотор. Чихает, стреляет, трещит, но все-таки едет: к декабрю в США впервые с начала кризиса в 2007 году сократилось количество безработных.
Последняя надежда года
Не менее чудодейственны и европейские политики. Уж сколько раз твердили миру, что европейская валюта рухнет прямо завтра или хотя резко обесценится. Причем хлеб у конспирологов и футурологов вдруг принялись отбивать экономисты, которых трудно заподозрить в неадекватности. Так, 12 ноября советник Барака Обамы по экономике Нуриэль Рубини сообщил: «Евро уцелеет, только девальвировавшись на 30–40%». 30 ноября бывший глава Европейского банка реконструкции и развития Жак Аттали предупредил: «Евро может вообще не дожить до Рождества». Тем не менее курс евро к рублю в обменниках в общем и целом — стоит. Не обрушилось евро и по отношению к доллару. Снижение налицо, но на 8,5% за последние два месяца, на 10,5% за полгода и на 3,7% — с начала года. Серьезно, но не катастрофа, а Рождество (католическое, если кто не знает) на пороге. Еще нельзя сказать, что мрачные прогнозы не сбылись, но уже можно утверждать, что реальная динамика лучше ожиданий.
Возможно, мы имеем продолжение сериала «Соревнование в слабости», который длится на валютных рынках с 2007 года. Слишком резкое ослабление одной из мировых валют невыгодно остальным игрокам. Девальвация поднимает конкурентоспособность национальной экономики, что россияне уже видели в 1998 году (девальвация рубля в три раза), да и в 2008-м тоже (мягкая девальвация рубля на 30%). Возникает ощущение, что центробанки ведущих мировых держав внимательно следят друг за другом: как бы кто не девальвировал и не вырвался тем самым вперед. Ситуация патовая, но не безнадежная. У евро, а вслед за ним — и у рубля, остаются реальные шансы на выживание. Так что не спешите их сбывать. Например, за казахский тенге. У них уже нефтяники города поджигают.
Почти настоящий прорыв года
В ВТО мы стучались 18 лет: палки в колеса вставляли то финансовый кризис, то нелояльные к России члены «торгового клуба». И вот свершилось: протокол о присоединении подписан, и не позднее 23 июля 2012 года мы сможем торговать с миром на равных. России наконец-то дали лицензию на то, что она — полноценная рыночная экономика. Оптимисты ждут, что членство в ВТО обернется для страны притоком инвестиций: по оценкам, темпы роста ВВП России даже вырастут на 10%. Кроме того, страна сможет участвовать в выработке «правил игры». «Более ста ограничительных процедур действуют против наших производителей и экспортеров, избавиться от которых поможет ВТО», — доказывает директор Информационного бюро по присоединению России к ВТО Алексей Портанский. С другой стороны, наши чиновники, поставив подпись под протоколом, приняли серьезный вызов. И хоть наиболее уязвимые места российской экономики были «закрыты», через 5–10 лет она может столкнуться с обратной стороной медали членства в ВТО. Если не сумеет стать конкурентоспособной.