С российской стороны разработкой техрегламента активно занимается депутат Госдумы от Московской области, единоросс Виктор Звагельский. Будучи председателем подкомитета по регулированию рынка подакцизных товаров, этот парламентарий уже несколько лет «воюет» с пивным бизнесом в России. И с завидной регулярностью выступает с инициативами, которые закручивают гайки пивоварам. Под благовидным предлогом: дескать, молодежь спивается.
Похоже, что навязчивая идея г-на Звагельского — это приравнять пиво к крепкому алкоголю. Факт содержания этилового спирта в пиве и напитках, изготовляемых на его основе, позволяет отнести его к алкогольным напиткам, считает депутат. О том, что крепкие напитки и разного рода суррогат ежегодно приводит к смерти от отравлений и болезней 40 тысяч россиян, г-н Звагельский почему-то скромно умалчивает.
Оно и понятно. Ведь сам Виктор Фридрихович являлся соучредителем водочной артели «Ять», которая в последнее время очень активна на рынке. На днях компания заключила договор о дистрибуции подзабытой, но одной из самых популярных марок начала века — «Русского размера». Кроме того, бывший замглавы ФГУП «Росспиртпром» В.Звагельский является и соучредителем ТД «Подмосковные вечера» и группы компаний «Красная звезда», занимавшейся производством и реализацией водки.
Противники пластиковой тары указывают на ее «не до конца изученное» влияние на качество и безопасность продукта, хотя, по мнению экспертов, эти обвинения не выдерживают критики. По словам руководителя Общества защиты прав потребителей «Общественный контроль» Михаила Аншакова, пластиковая упаковка является отличной защитой от воздействия кислорода и углекислого газа и имеет ряд других преимуществ.
Примечательно, что пиво в пластиковой таре абсолютно свободно продается в большинстве стран Европы. Например, в прошлом году в Германии был продан 1 миллиард пластиковых бутылок пива.
В нашей стране реализуется около 50% пива в пластиковой упаковке, в Беларуси – более 70%. По мнению зампреда Союза российских пивоваров Виктора Пятко, запрет разливать пиво в пластиковую тару приведет к уменьшению сегмента на 47% и закрытию части региональных заводов.
«Запрет на пластиковые бутылки — дискриминационная мера по отношению к пиву, поскольку доля других алкогольных напитков в пластиковой таре незначительна, — говорят в Национальном антимонопольном обществе. — Это противоречит мировой практике и повлечет за собой сокращение рабочих мест, поступлений в бюджет и инвестиций в экономику России». Общество планирует обратиться по этому поводу в Федеральную антимонопольную службу.
Нельзя исключить и крупного международного скандала в преддверии Чемпионата мира по футболу 2018 года с участием ФИФА, которая, как известно, очень трепетно относится к своим пивным спонсорам. Если инициатива В.Звагельского об «уравнивании в правах» пива и водки найдет свое реальное воплощение, то автоматически будет запрещена реклама пива, а ФИФА лишится сотен миллионов долларов.
Но самое главное заключается в том, что любители пива перестанут употреблять качественный продукт в случае его подорожания. Они просто перейдут на дешевый суррогат, ежедневно уносящий жизни более ста россиян. И это слишком дорогая цена за то, чтобы удовлетворять аппетиты кого бы то ни было, будь они хоть водочные короли.