Часть внесенных по программе накопительного страхования жизни (НСЖ) средств во время действия договора идет непосредственно на страховую защиту, а часть инвестируется страховщиком в инструменты, приносящие стабильный доход. Таким образом, по окончании договора страхования страхователь получает не только накопленную сумму взносов, но и начисленный на нее инвестиционный доход. В зависимости от программы и срока страхования гарантированная доходность составляет от 2,5 до 5%. Дополнительная доходность напрямую зависит от эффективности инвестиционной деятельности компании по итогам каждого календарного года. «В нашей компании инвестиционная доходность с учетом гарантированной доходности в 2010 году составила 5% по валютным и 8% по рублевым договорам. Потребительские цены же, по данным Росстата, выросли на 8,8%. То есть инфляция немного обогнала доходность по программам НСЖ. В то же время максимальная ставка по депозитам в 2010 году также не превышала рост потребительских цен и составляла 8,4%», — говорит генеральный директор «СК Райффайзен Лайф» Максим Чумаченко.
В целом накопительное страхование жизни является финансовым инструментом, который нельзя сравнивать с чисто инвестиционными или сберегательными финансовыми продуктами. У накопительного страхования жизни совершенно другая задача. Прежде всего это долговременная защита здоровья и уровня жизни человека, а уже затем — сбережение средств для конкретной и определенной цели: образование ребенка, дополнительная пенсия и многое другое. И только на третьем месте, в качестве дополнительного бонуса — инвестиционный доход. Впрочем, ряд компаний, запустили страховые продукты, в которых инвестиционная составляющая является максимальной. Данный продукт является аналогом популярного в настоящее время в Европе, США и Японии «variable annuity» («переменного аннуитета», или «unit linked» с гарантией сохранения вложенных средств). Его основной целью является получение высокого инвестиционного дохода с максимальной гарантией сохранности вложенных средств.
Особенностью «unit linked» является возможность клиента участвовать в инвестиционном доходе, в том числе самостоятельно выбирая тот или иной вариант инвестиционной стратегии. Однако при этом они принимают на себя и часть инвестиционных рисков. Поэтому мировой финансовый кризис 2008 года внес значительные изменения в тренд развития «unit linked» за рубежом. «Популярные в США и Японии продукты „unit linked“ с гарантией сохранения вложенных средств начали широко распространяться в Европе после 2008 года. В настоящее время в Европе почти 70% клиентов „unit linked“ с риском перешло на „variable annuity“, то есть на аналог нашего продукта», — рассказывает управляющий директор СК «Ренессанс Жизнь» Олег Киселев. Клиентам предлагают на выбор три стратегии инвестирования — консервативную, сбалансированную и агрессивную. Причем последняя дает возможность получать прогнозируемую доходность от 11% до 25% за счет значительной доли акций в портфеле. При этом размер гарантированной установлен на уровне 0,1% в год. Правда, не все компании разделяют такой подход. «Allianz РОСНО Жизнь» еще в 2009 году отказалась от инструментов с высоким профилем риска — акций — в инвестиционном портфеле, и на конец 2010 года более 50% портфеля составляли облигации федерального займа и муниципальные облигации; 17% — корпоративные облигации; 28% — депозиты. «Следствием такой стратегии является стабильность инвестиционного результата в долгосрочной перспективе. По итогам 2010 года объявленная норма доходности компании на уроне 9,73% в рублях превышает как уровень инфляции (8,8%), так и среднюю ставку по депозитам (5,5–9,1%)», — отмечает генеральный директор СК «Allianz РОСНО Жизнь» Максим Чернин.
В развитых странах полис страхования жизни — первое, что приобретают люди после регистрации брака или рождения ребенка. Лишь в этом случае считается, что кормилец семьи позаботился о своих близких. Более того, многие приобретают себе сразу несколько полисов, на разные сроки и в разных компаниях. Полис страхования жизни решает сразу несколько задач: обеспечивает накопление средств к определенной дате в жизни страхователя и обеспечивает финансовую поддержку близких в случае его смерти. По желанию можно расширить перечень покрываемых рисков: инвалидность, травмы, тяжелые заболевания. Доходность полисов страхования жизни, как правило, сравнима с доходностью депозитов. «При этом законодательно закреплено, что минимальный уровень доходности, которую страховая компания платит своим клиентам, не должна быть ниже гарантированной нормы доходности, которая составляет порядка 4%. Неоправданно высокие нормы доходности должны настораживать клиента», — советуют в СК «Югория-Жизнь». По итогам деятельности в прошлом году компания объявила фактическую норму доходности 7% годовых по полисам с инвестиционной составляющей.
Поскольку у нас в стране все слишком быстро меняется, заглядывать далеко в будущее не принято, поэтому на страхование жизни приходится всего лишь 2% рынка, в то время как в Польше, Словакии, Венгрии может достигать
Правда, позитивная тенденция налицо. По итогам 9 месяцев 2011 года страховая премия по накопительному страхованию жизни выросла на 90% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года, говорят в «Ренессансе».
На что же стоит обращать внимание при покупке страховки? Своим клиентам «Югория» рекомендует оформлять договоры накопительного страхования в рублях. Во-первых, договор в иностранной валюте несет в себе риски и для клиента, и для компании в случае изменения курса иностранной валюты. Общемировая практика доказывает, что 10% своего ежегодного дохода любой работающий человек может инвестировать, не ухудшая своего образа жизни. Финансовые проблемы у клиента могут случиться только по двум причинам: потеря здоровья и потеря работы. Потеря здоровья приводит к финансовым проблемам в том случае, если человек становится нетрудоспособным. «Поэтому риск потери трудоспособности из-за проблем со здоровьем должен быть обязательно включен в страховую программу. Если же наш среднестатистический клиент (образованный, имеющий семью, сбережения и определенные обязательства) потеряет работу, то он в скором времени найдет ее. И доход его если и уменьшится, то не намного. Именно поэтому сумма взноса по программе страхования жизни не более 10% от годового дохода не станет критичной», — резюмирует Киселев.