За последний отчетный период Росстата (с 17 по 23 октября) потребительские цены на бензин в среднем по стране выросли на 0,1% в сравнении с предыдущей неделей. В целом по стране условный литр топлива стоит 26,34 рубля. Стоимость марки АИ-80 повысилась на 3 копейки, до 24,31 рубля, АИ-92 — на 2 копейки, до 26,37. Бензин АИ-95 подорожал на копейку, до 28,27 рубля. Дизельное топливо выросло в цене гораздо больше — на 19 копеек, до 25,74 рубля. Всего с января 2011 года топливо подорожало на 13,9%. Во многих регионах стоимость литра бензина уже превысила психологическую отметку в один доллар. Особенно высоки цены на востоке России. Так, в Петропавловске-Камчатском АИ-95 нельзя найти дешевле 33 рублей. По самым скромным подсчетам, рост цен на топливо составит 14,5% по итогам 2011 года. Однако многие эксперты озвучивают более пессимистичные прогнозы — рост до 20%. А этот показатель уже втрое превышает запланированную Министерством экономического развития инфляцию на уровне 6,5%.
Тем не менее президент Российского топливного союза Евгений Аркуша считает нынешние розничные цены на бензин вполне адекватными. Но уточняет, что это продиктовано сложившимися обстоятельствами. «Отпускные цены заводов завышенными не являются. Другое дело, этой продукции на всех, к сожалению, не хватает. Независимым АЗС топливо достается куда дороже, чем крупным компаниям. Поэтому задача регулятора сегодня — сделать эти цены близкими друг к другу за счет насыщения внутреннего рынка, то есть заводам нужно выпускать больше топлива заданного класса. Это должно помочь отрасли вернуться к нормальным рыночным отношениям», — считает Аркуша.
Несмотря на растущую стоимость бензина, ожидать резких скачков цен, кризисов и дефицита топлива в ближайшее время не следует. Во-первых, сегодня активно работает ФАС, обещавшая разобраться со всеми крупными нефтяными компаниями-нарушителями уже в этом месяце. Во-вторых, цены будет сдерживать новая система налогообложения экспорта, которая предусматривает рост ставок для темных нефтепродуктов, что, по идее властей, должно стимулировать нефтепереработку внутри страны. Не стоит забывать и о заградительной пошлине на экспорт бензина, которая препятствует вывозу из России сырья для производства высококачественного топлива за рубежом.
Но главным сдерживающим фактором все же является предвыборная кампания, которая завершится избранием президента страны в марте 2012 года. А дальше все пойдет как по маслу — тарифы естественных монополий будут подняты 1 июля, что не в последнюю очередь оказывает существенное влияние на стоимость производства топлива. Эксперты предупреждают, именно в этот летний период стоит ожидать удорожания бензина. Потом за дело возьмется государство со своим ручным регулированием, с последствиями которого мы уже познакомились в начале и середине этого года. Чтобы не сильно переживать за худощавость своих кошельков в следующем году, психологический уровень цены за литр бензина нужно уже сегодня переносить с 30 рублей, ну, скажем, на 50.