Ярмарочный пирог

Москве не хватает современных выставочных площадок

Кризис отбил у многих инвесторов желание строить в Москве новые выставочные центры: в городе все меньше свободных земельных участков, зато растут сроки окупаемости проектов. У организаторов крупных мероприятий выбор невелик: основная нагрузка приходится на четыре площадки.

Москве не хватает современных выставочных площадок

Тенденции

По обеспеченности выставочными помещениями Москва отстает от ведущих европейских городов в два с половиной раза, где в среднем на 1000 жителей приходится 91 кв. м качественных экспозиционных площадей. Это обстоятельство ставит под удар амбициозный план превращения Первопрестольной в новый международный финансовый центр. Крупный капитал, как известно, обходит стороной города со слабой ярмарочной инфраструктурой.

Несмотря на огромный дефицит выставочных площадок, ожидать большого прироста помещений не приходится, признают игроки рынка. Девелоперы неохотно берутся за строительство выставочных комплексов. Во-первых, это связано с более высокими сроками окупаемости (до десяти лет) по сравнению с проектами бизнес-центров и торговых центров. Во-вторых, площадки для масштабных ярмарок занимают много места. А учитывая тотальный дефицит в Москве земельных участков, найти свободную площадку для большого проекта в центре города невозможно. В-третьих, выставочный сезон короток. Он длится около шести месяцев.

Непрофильных инвесторов также отталкивает и необходимость развития собственного операторского бизнеса, который помогает снизить собственникам выставочных площадок сроки окупаемости. Девелоперы просто не хотят тратить время и силы на запуск дополнительного бизнеса и предпочитают вкладываться в более выгодные проекты. Например, строить на окраинах города офисы или торгово-развлекательные центры.

Расклад сил

Большая часть работающих сейчас помещений приходится на четыре крупнейших в городе универсальных комплекса: «Всероссийский выставочный центр» (бывшая ВДНХ), ЦВК «Экспоцентр» (На Красной Пресне), МВЦ «Крокус Экспо» (66-й км МКАД) и КВЦ «Сокольники», а также несколько узкоспециализированных — торгово-выставочный комплекс «Экспострой» на Нахимовском, ЦВЗ «Манеж», «Гостиный Двор», «Центральный дом художника» (ЦДХ) и «Росстройэкспо».

«Рынок сложился. Наиболее известные площадки помимо ряда своих собственных проектов сотрудничают с ведущими российскими и зарубежными компаниями-организаторами; имеют свою тематическую специфику», — говорит директор компании «МИЭЛЬ-Коммерческая недвижимость» Юрий Тараненко. Он выделил несколько крупных площадок.

Во-первых, ЦВК «Экспоцентр». Эта всемирно известная российская выставочная компания существует уже более 50 лет. В настоящее время «Экспоцентр» располагает девятью выставочными павильонами с самым современным инженерно-техническим оснащением, удобными многофункциональными залами для проведения конгрессов, пресс-конференций, симпозиумов и семинаров. Общая выставочная площадь ЦВК — 150 тыс. кв. м, в том числе закрытая — 90 тыс. кв. м и открытая — 60 тыс. кв. м. План проведения выставок достаточно плотный, только на ноябрь-декабрь 2011 года запланировано 25 мероприятий.

Во-вторых, еще одной известной площадкой является ВВЦ. Вернуть ее былое величие, возможно, получится в результате программы модернизации. Предполагается, что она станет центром проведения крупных отечественных выставок в интересах развития национальной промышленности. И тем не менее ежегодно на ВВЦ проходит более 150 выставок и ярмарок, около 30 — международных. Как сообщил Департамент общественных связей «ГАО ВВЦ», закрытая площадь комплекса занимает 108 тыс. кв. м. Открытая выставочная площадь составляет 158,1 тыс. кв. м.

В-третьих, МВЦ «Крокус Экспо», которая является самой современной и самой крупной выставочной площадкой города. На ее территории ежегодно проходит около 160 выставок различных направлений. В целом с момента открытия МВЦ в 2004 году на территории комплекса прошло более 830 выставок. В трех павильонах центра расположены 19 залов. Средняя загрузка экспозиционных площадей составляет 85%.

В последнее время активно осваивают новые ниши на столичном рынке ярмарок «Гостиный Двор» и ЦДХ. В последние годы значительное место в выставочной деятельности ЦДХ помимо художественных выставок стали занимать и другие выставки. Например, такие ежегодные выставки и ярмарки, как «Дизайн и реклама», «Архитектура и дизайн», выставки по недвижимости.

Идут перемены и в работе КВЦ «Сокольники». Напомним, в августе руководство центра и парка культуры объединили усилия по дальнейшему продвижению этой московской площадки. В парке полным ходом идут работы по благоустройству и по ремонту ключевых объектов. Так, перед легендарным павильоном № 2 освободятся дополнительные площади, на которых можно будет организовывать массовые мероприятия.

Сделал шаг вверх в негласной табели о рангах и торгово-выставочный комплекс «Экспострой» на Нахимовском, специализирующийся в основном на строительной тематике. В этом году в 6 павильонах комплекса на площади 53 000 кв. м запущено несколько интересных проектов, направленных на усиление статуса инновационного торгово-выставочного центра Москвы.

Активно представляют свои помещения для ярмарок Международный выставочный комплекс, «Росстройэкспо», ВЦ «Москва», ЦВЗ «Манеж», СК «Олимпийский», ВЦ ЦСКА, Центр международной торговли, ВК «Т-Модуль» и ИВЦ «Инфпространство». Правда, их ярмарочные возможности ограничены, поскольку они располагают небольшими по сравнению с лидерами площадями. Зато некоторые из них могут предложить арендаторам более выгодные условия.

По мнению Юрия Тараненко, арендные ставки зависят от ряда факторов: тематики выставки, предполагаемого состава участников, интереса со стороны широкой публики и даже сезона. К примеру, аренда 50 кв. м выставочных площадей для участия в октябрьской выставке «Недвижимость-2011» в ЦДХ составила почти 600 тыс. рублей, не включая дополнительные расходы.

Говорить о серьезном изменении расклада сил в ближайшее время не приходится. Более половины рынка будут по-прежнему контролировать четыре крупнейшие площадки. Ситуацию кардинально может изменить только приход в Белокаменную мировых компаний. Однако никто из них пока официально не заявлял о подобных планах.

Недостаток качества

«Рынок выставочных центров в Москве по сравнению с другими европейскими столицами на сегодняшний день развит недостаточно. До кризиса мы вели переговоры с крупнейшими международными операторами выставок, которые были заинтересованы в выходе на московский рынок и рассматривали в том числе варианты в ближайшем Подмосковье, однако найти для них подходящую площадку так и не удалось», — отметила Юлия Никуличева, начальник отдела стратегического консалтинга компании Jones Lang LaSalle, Russia & CIS. По ее мнению, проблема не только в количестве помещений, но и в их качестве. Небольших выставочных комплексов в российской столице много. К примеру, камерные мероприятия можно проводить на территории «Красного Октября», тогда как принять большие мероприятия могут только ВВЦ, КВЦ «Сокольники», «Экспоцентр» и «Крокус Экспо».

«К действительно качественным объектам можно отнести 75-й корпус ВВЦ, построенный в 2008 году, и „Крокус Экспо“, который обладает одним недостатком — удаленностью от центра города. Важными характеристиками качественного ВЦ являются его мобильность, то есть возможность трансформировать залы под любое мероприятие, наличие конференц-зала и достаточного числа парковочных мест», — отметила эксперт.

Перспективы

По мнению опрошенных «ЭВ» экспертов, дальнейшее развитие рынка выставочных центров будет происходить преимущественно за счет объектов за пределами МКАД, что соответствует курсу столичных властей на расширение границ города. Так, выставочные площади обязательно понадобятся в тех районах, в которые переедут административные и финансовые центры.

«Перспективной с точки зрения развития выставочных проектов представляется трасса, связывающая „Домодедово“ с Москвой. Этот аэропорт принимает большое число рейсов из других городов России, а именно региональные представители являются одними из основных посетителей выставок. Пожалуй, единственным исключением из этой тенденции к децентрализации выставочного бизнеса является ВВЦ, который в далекой перспективе предполагается реконструировать», — заключила Юлия Никуличева.

Сюжет:

Финансовый кризис

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру