Национальная валюта по всем правилам макроэкономики должна сейчас держаться на уровне, не превышающем 30 рублей за доллар. По прогнозам Минэкономразвития, в конце этого года доллару отводили коридор в
По-настоящему пессимистический прогноз —
Кроме того, рубль вверх должна подталкивать необходимость уплаты налогов за III квартал. А главные налогоплательщики — предприятия-экспортеры. Значит, они вынуждены увеличивать продажу экспортной валютной выручки. Но почему-то не делают этого. В результате предложение валюты существенно уступает спросу. Поэтому доллар и растет. И хотя ЦБ и Минфин успокаивают: дескать, к концу года рубль вновь окрепнет, и поэтому не предпринимают особых мер в поддержку рубля, становится тревожно. И даже заверение министра экономического развития Эльвиры Набиуллиной «следить за ситуацией», данное ею на съезде «Единой России», уже не успокаивает.
Скорее всего дело в том, что одни законы бьют другие, и не в нашу пользу. Для начала — из России продолжается чистый отток капитала (в сентябре он составит $5–7 млрд.). И он будет продолжаться до тех пор, пока не исчезнет политическая неопределенность. Деньгам, особенно с коррупционным душком, будет безопаснее вдали от дома.
Но и весь мир катится ко второму изданию кризиса. Все без исключения фондовые и валютные рынки трясет как на вулкане (ММВБ и РТС в пятницу вновь просели на более чем 5%, в четверг — более 7%). В этих обстоятельствах только зачинщик глобального кризиса — доллар — и остается на коне. Все инвестиции бегут в долларовые ценные бумаги. Слабеет не только рубль, но и евро, и валюты большинства развивающихся стран.
Самое главное — точных рецептов сохранения своих сбережений и вообще поведения на рынке ни у кого нет. Разве что — не дергаться и не менять срочно рубли на доллары. Американская валюта на время может ведь действительно подешеветь.
Константин Смирнов
ЭКСПЕРТЫ «МК»:
Павел ТРУНИН, зав. лабораторией денежно-кредитной политики Института экономической политики им. Гайдара:
— В краткосрочной перспективе на курс рубля влияют два фактора — психологическая неопределенность на рынках и цены на нефть. Постоянно поступают плохие новости из Европы, США, падает рост промпроизводства в Китае. Инвесторы уводят из развивающихся стран капиталы и распродают активы. Цены на нефть же остаются высокими — более 100 долларов США за баррель. Если они и дальше останутся на таком уровне, то можно не опасаться за рубль.
Но если проблемы усугубятся и цены на нефть пойдут вниз, то рубль может еще ослабнуть. В среднесрочной перспективе, в ближайшие год-полтора мы вряд ли увидим сильное укрепление рубля. Объемы импорта растут очень быстро, и платежный баланс ухудшается, оказывая давление на рубль. Назвать конкретные цифры сложно — ситуация и так очень нервозная. Российский Центробанк в этом случае объявил, что не препятствует движениям курса, а лишь сглаживает слишком резкие скачки. Резервы сокращаются, но не так быстро. И причина еще и в том, что евро падает по отношению к доллару, а ведь евровалюта входит в состав золотовалютных резервов. Но серьезных продаж от ЦБ мы не увидим — он не станет сильно поддерживать рубль.
Валерий МИРОНОВ, главный экономист Центр развития ВШЭ:
— Действия Центробанка трудно прогнозировать, но он может вмешаться и поддержать курс рубля. В принципе объявлен широкий валютный коридор, и курс может колебаться в этих рамках. Но есть риск упустить момент — может возникнуть неконтролируемая паника. Есть мнение, что ЦБ вмешается на уровне 32 рубля за доллар. Если ситуация успокоится, позже рубль могут опустить и еще. Это зависит от поведения инвесторов и цен на нефть. Еще важный фактор — будут ли чиновники выводить за рубеж накопленные здесь деньги. Еще не объявлено, кто идет на выборы. Если съезд «Единой России» внятного ответа не даст, неопределенность может только усилиться. Чиновники, которые боятся, что могут не попасть в новую команду, сейчас в ожидании. Но в любом случае ниже 36 рублей за доллар российская валюта не опустится.
Елена Мишина