По мнению аналитиков, запрет мэра приведет в первую очередь к тому, что ликвидность объектов офисной недвижимости будет все больше зависеть от наличия доступной для рядовых сотрудников парковки. Офисы с дефицитом дешевых стоянок могут существенно потерять привлекательность в глазах арендаторов, тогда как бизнес-центры с достаточным для сотрудников количеством машино-мест будут более востребованными. Это в общем-то честно: инвесторы, соблюдавшие правила во время строительства, получат бонус сейчас.
Существуют общепринятые нормы обеспеченности бизнес-центров машино-местами. Считается, что на 100 квадратных метров арендуемой площади должно приходиться одно машино-место. По данным специалистов, лучшими условиями для парковки в центре Москвы обладают бизнес-центры «Военторг» (540 мест на 27 тыс. кв. м арендуемой площади), «Аквамарин-3» (643 машино-места на 33 тыс. кв. м) и Lotte Plaza (289 мест на 20 тыс. кв. м).
Платные уличные парковки около офисных центров, безусловно, создадут дополнительные машино-места. Однако эта мера сделает условия более комфортными лишь для сотрудников с высоким достатком.
— С одной стороны, при цене за парковку в
Еще больше повысить свою привлекательность для потенциальных арендаторов могут северо-западное направление в районе Ленинградского проспекта и юго-запад Москвы (начиная с Хамовников и Гагаринского района и заканчивая станциями метро «Проспект Вернадского» и «Калужская»), где уже сейчас развиты деловые кластеры. Увеличится спрос и на офисные площади по Кутузовскому проспекту, пользующиеся популярностью у многих топ-менеджеров из-за близости к месту жительства. Кроме того, дефицит бесплатных парковочных мест может повысить интерес собственников к особнякам в Центральном округе, имеющим огороженную территорию с определенным количеством машино-мест для арендаторов.
А вот торговой недвижимости Москвы запрет на бесплатную парковку в центре и прилегающих к нему районах ничем не грозит. «Большинство торговых центров обеспечено собственной стоянкой для машин, которая при средней стоимости