Инфляция ушла в отпуск

Чтобы набрать силы к концу года

В отличие от фондовых рынков, которые штормит уже вторую неделю подряд, на потребительском тишь да гладь. Нулевая инфляция, ставшая с середины лета уже привычным явлением для России, в последнюю неделю июля даже превращалась в дефляцию. Данные Росстата и личные наблюдения корреспондентов «МК» свидетельствуют о том, что цены на основные продукты питания замерли, а сезонные товары продолжают дешеветь. Чего нельзя сказать о топливном рынке — на этой почве, по мнению экспертов и политиков, уже всходят первые ростки народного гнева.

Чтобы набрать силы к концу года

Инфляции снова нет. Надолго ли?

Со 2 по 8 августа, исходя из последнего мониторинга Федеральной службы государственной статистики, снова была зафиксирована нулевая инфляция. За неделю до этого — с 26 июля по 1 августа — впервые было отмечено снижение потребительских цен (на 0,1%) в 2011 году. До этого в течение трех недель подряд цены не менялись вообще. Последний раз Росстат фиксировал дефляцию в последнюю неделю августа 8 лет назад. С начала года инфляция составила 5%. Тем не менее Росстат обнаружил, что за первую неделю августа значительнее остальных подорожали говядина (на 0,9%) и яйца (на 0,4%). В то же время в ожидании созревания нового урожая цены на картошку упали на 10,1%, капусту — на 8,5%, морковь — 5,2%. Кроме того, снизились за неделю цены на гречневую крупу — на 0,9%, подсолнечное масло, пшено, муку, сыры — на 0,1–0,2%. Минэкономразвития ожидает инфляцию по итогам 2011 года на уровне 6,5–7,5%. Центробанк по итогам всего года намерен удержать показатель в рамках 7%.

В статистическом ведомстве отмечают, что в 2010 году к этому же сроку инфляция составила те же 5%. Однако такого показателя в прошлом году удалось добиться значительно большими жертвами — снижению цен значительно помешала засуха, вызывавшая катастрофический неурожай и, как следствие, рост цен на овощи, фрукты и зерно. Тогда для сдерживания инфляции правительство вынуждено было запретить экспорт зерна из России.

Нынешние показатели по росту потребительских цен, безусловно, не могут не радовать. Но для тех, кто привык ориентироваться и равняться на Запад, такие цифры все равно не устроят. Доказательством тому служат данные статистических ведомств Европы — в странах Евросоюза на сегодняшний день годовая инфляция равна 1,8%. В то время как у нас цены на потребительские услуги в июне все же выросли на 0,2%, в ЕС они снизились на 0,1%. Самое интересное здесь даже не то, что цены у нас так или иначе растут — это дело обычное, а то, что они растут вдвое быстрее, чем в европейских странах, откуда к нам поступает значительная доля продовольствия.

Специалист Экономической экспертной группы Мария Катаранова считает, что сравнивать Россию с развитыми странами некорректно, поскольку у нас совершенно другие механизмы инфляции и ситуация на продовольственных рынках. «Индекс потребительских цен в России имеет совершенно иную структуру, чем в европейских странах. Самую большую долю в нем составляют продовольственные товары, а в Европе — потребительские товары и услуги. Именно это и придает российской инфляции повышенную динамику роста, особенно в те периоды, когда возникает напряженность на рынках продовольствия, как это было в прошлом году из-за плохого урожая. На это накладывается дефицит предложения по отдельным товарам и очень низкая конкуренция на рынке, плюс повышенный рост тарифов госмонополий, добавляющий издержек отечественным производителям. Поэтому даже когда ситуация на мировых рынках стабилизируется, а цены снижаются, то в России ничего подобного не происходит», — констатирует эксперт.

Цены на бензин живут своей жизнью

Топливо, как уже отмечалось выше, давно открестилось от общих тенденций по снижению или увлечению своей стоимости — за ту же неделю бензин подорожал на 0,8%. Тем не менее Минэнерго уже отчитывается о стабилизации цен на топливном рынке. В ведомстве уверены, что виной тому ранее предпринятые меры, в частности, по созданию более выгодных условий для торговли бензином на внутреннем рынке, чем продавать топливо на экспорт, а также из-за разрешения на продолжение реализации топлива класса Евро-2. Недельное удорожание бензина в энергетическом ведомстве называют незначительным, но, по оценкам Росстата, при нынешнем росте цен в среднем на 0,3% в неделю топливо к концу года станет дороже на 20%.

Однако Минэнерго уже готово предложить свои контрмеры: с 1 октября Россия может перейти на новый режим расчета пошлин на нефть, известный как «система 60-66». За этим термином скрывается идея министерства о снижении предельной ставки экспортной пошлины на нефть до уровня 60% (с действующей ставки 65%) и о последующем установлении ставки экспортной пошлины на нефтепродукты на уровне 66% от ставки на нефть. «Такая дифференциация ставок станет дополнительным стимулом к строительству современных нефтеперерабатывающих мощностей внутри страны», — сообщили «МК» в пресс-службе Минэнерго. Эта мера «будет способствовать выравниванию дифференциала между светлыми и темными нефтепродуктами», надеются в ведомстве. Эксперты, правда, придерживаются другого мнения: они полагают, что режим «60-66» нанесет удар в первую очередь по сектору нефтепереработки. По их подсчетам, объем переработки нефти может сократиться как минимум на треть в первый же год действия нового режима.

Главная ценовая проблема отечественного топливного рынка, по мнению президента Российского топливного союза Евгения Аркуши, состоит в том, что до сих пор нефтедобывающие компании поставляют бензин для своих заправок по низкой, искусственно сдержанной цене. А независимым АЗС продают на 5 тысяч рублей за тонну дороже. «Нужно развивать биржевую торговлю. И продавать на ней весь объем выпускаемого бензина», — уверен эксперт. Тогда независимые АЗС смогли бы по справедливой цене покупать топливо и повышать уровень конкуренции на рынке.

В ближайшие недели на рассмотрение российского правительства будет представлен законопроект, подготовленный Федеральной антимонопольной службой (ФАС). В соответствии с этим документом монополисты потеряют право на строительство новых АЗС. В ФАС надеются, что благодаря этому запрету на рынок выйдет много новых игроков, в результате чего можно ожидать снижения цен на бензин.

А пока гиганты топливного рынка продолжают оправдываться за недавнюю волну дефицита топлива: оригинальнее остальных в этом вопросе повел себя ЛУКОЙЛ. На прошлой неделе ФАС получила официальные объяснения от нефтяной компании о причинах июльского роста цен на нефтепродукты в Пермском крае. В своем послании ЛУКОЙЛ объясняет высокие цены заботой о жителях. Цены якобы были повышены для того, чтобы граждане из соседних регионов не приезжали и не скупали бензин пермяков. Стоит отметить, что на долю ООО «ЛУКОЙЛ-Пермнефтепродукт» в Пермском крае приходится около 70% розничного рынка автомобильного топлива.

К проблеме роста цен на топливо подключились и некогда серьезные в плане политического веса чиновники. «Когда-то главным мерилом социального благополучия для нашего народа был хлеб, его наличие, доступность и цена на него. Сегодня по такой своей значимости хлеб начинает уступать свое положение бензину, и хлебные бунты ушли в далекое прошлое, но вот бензиновое волнение — это реальность», — считает экс-глава Совета Федерации Сергей Миронов. Так он прокомментировал планы объединений автомобилистов провести акции в знак протеста против подорожания топлива. По его мнению, интересы крупнейших компаний защищает «Единая Россия». «Не будет у нас монополии политической, тогда и не будет грабительских монополий в экономике», — считает Миронов.

Мерное дыхание столичных цен

Сегодня вниманию наших читателей мы представляем обзор цен на продукты питания по московским точкам продаж. Двенадцатый по счету, он стал одним из самых «умиротворенных» за весь год. С прошлого месяца цены на продукты из нашей самостоятельно собранной потребительской корзины повысились только в строчке с молоком. Но и это оказалось связано исключительно с транспортными издержками — в августе традиционно больше всего реализуется литров молока и молочных продуктов на душу населения. Отсюда и дополнительные поставки, стоимость которых в основном рассчитывается из стоимости затраченного топлива. Зато в этом месяце была обнаружена небывало дешевая гречневая крупа — 73,8 рубля за пакет в 900 граммов. Такими темпами уже через полгода гречка может вернуться к своей «докризисной» стоимости — 20–23 рубля за упаковку. Как и обещал Росстат, тают на глазах цены на овощи и корнеплоды. Сбавили в цене растительное масло и сахар. Хлеб также стал доступнее.

В общем, тенденция прослеживается явно положительная. Но, как повелось, ничто хорошее надолго в этой стране не задерживается. На пороге новая волна экономического кризиса, способная повлечь за собой очередную волну роста цен на продукты питания.

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру