S&P, дождавшись окончания пятничных торгов на биржах, опубликовало свое решение о снижении кредитного рейтинга США с наивысшей оценки AAA (державшейся с 1941 года) до следующей ступеньки — AA+, а также спрогнозировало негативный кредитный тренд. Глава аналитической группы суверенных рейтингов S&P Дэвид Бирс непреклонен: «Это был долг компании». По его словам, на это непростое решение пришлось пойти по двум причинам. Во-первых, длительные дебаты в конгрессе об увеличении потолка госдолга были слишком длительными, а потому «сделали ситуацию менее предсказуемой». При этом главную вину агентство (что настораживает) возлагает именно на администрацию Обамы, а не на республиканцев. Последние же чуть ли не с восторгом ухватились за новый рычаг давления на Белый дом. Так, кандидат в президенты от республиканцев Мишель Бахман тут же потребовала отставки министра финансов Тимоти Гайтнера. Во-вторых, ВВП США в первом квартале этого года также недавно был пересмотрен в сторону уменьшения.
Передышку в два выходных финансовые власти буквально всех ведущих экономик мира попытались использовать с пользой и прежде всего как могли успокаивали биржевых игроков и простое население. Правда, делали это с учетом собственных интересов. Минфин США обвинил S&P в подгонке результатов под негативный вывод и обнаружил в его расчетах ошибку сразу в $2 трлн. (спор идет о том, сколько денег было выведено с рынка 4 августа — $2 трлн. или все $4 трлн.). Впрочем, не только Белый дом, но многие независимые аналитики обвиняют рейтинговые агентства в том, что они, не предсказав в свое время кризис-2008, теперь «дуют на воду». Особенно S&P. Другие агентства — Fitsh и Moody’s — рейтинг США оставили в покое, хотя и выставили негативный прогноз.
Главы и министры финансов стран ЕС и G7, усиленно совещаясь, не делятся деталями. Но ясно, что их больше беспокоит судьба евро, так как долговые проблемы той же Италии куда серьезнее, чем у США.
Пекин и Дели на грани нервного срыва. Китай даже опять потребовал ускорить замену доллара как главной резервной валюты. Поднебесную понять можно. Она главный кредитор американского минфина — $1,1 трлн. Но новой сверхвалюты так до сих пор и не придумали.
В России хранят полное спокойствие. Помощник президента Аркадий Дворкович заявил: «Я не считаю, что оценки рейтинговых агентств влияют на мировую политику». Замминистра финансов Сергей Сторчак уточнил, что Россия из-за снижения рейтинга США не планирует пересматривать объем вложений резервных фондов в долларах: «Нет, мы не будем пересматривать, потому что большой разницы между AAA и AA+ нет» (сейчас в Резервном фонде 45% долларов, столько же евро и 10% британских фунтов).
Так угрожает ли миру новый финансовый кризис? Это станет ясно после понедельничных торгов на мировых фондовых площадках. Скорее всего обвал удастся объединенными усилиями притормозить. Но надолго ли? Однако в любом случае от доллара бежать некуда. Не в евро же! А юань — это не свободно конвертируемая валюта. Так что осталось расслабиться и получить последние жизненные удовольствия.
Материалы по теме: "Почему упал Доу—Джонс"