В конце июня Федеральная антимонопольная служба (ФАС) разослала крупнейшим российским нефтяным компаниям письмо с требованием снизить оптовые цены на нефтепродукты, в частности, бензин. «Роснефть» в ответном письме службе указала возможные негативные последствия такого шага. Так, в компании полагают, что «это может привести к ажиотажному спросу, раскачиванию рынка закупок и, с большой вероятностью, исчезновению бензина с рынка».
В «Роснефти» считают, что такой чрезмерный покупательский интерес к подешевевшему топливу может возникнуть со стороны независимых продавцов бензина. «На рынке нефтепродуктов ВИНКи (вертикально-интегрированные компании) занимают только 40%. 60% розницы приходится на независимые АЗС. В случае снижения цен они могут начать скупать имеющиеся объемы и продавать их за рубеж», - пояснил источник в компании. В то же время он оговорился, что такой вариант развития событий возможен лишь при снятии ограничений по вывозу нефтепродуктов из страны.
В компании настаивают на том, что «единственной мерой стабилизации рынка в сложившейся ситуации является стимулирование насыщения отечественного рынка топливом». Это можно сделать исключительно за счет продления срока обращения на внутреннем рынке топлива класса Евро-2, утверждают в «Роснефти».
В свою очередь независимые продавцы топлива указывают на то, что причиной дефицита топлива служит нежелание крупных нефтяников модернизировать свои устаревшие нефтеперерабатывающие заводы. Наличие у некоторых компаний серьезных проблем с модернизацией перерабатывающих мощностей недавно отмечал и министр энергетики Сергей Шматко.
«Сами независимые АЗС испытывают сложности с доступом к нефтепродуктам. Они вынуждены покупать по высоким ценам те небольшие объемы, которые остаются после того, как собственные сбыты корпораций закупят топливо для себя», - сетует президент Московской топливной ассоциации Евгений Аркуша.
Главного виновника в возникновении дефицита, который действительно может быть отмечен уже в ближайшие два месяца, на которые традиционно приходится сезооный пик потребления, не найти, считает ведущий специалист департамента рыночных исследований «ИФД КапиталЪ» Виталий Крюков. «Предостережение о нехватке топлива по причине снижения цен появилось неслучайно. Те, кто не успел перейти на Евро‑3, теперь хотят убедить правительство, что необходимо поменять техрегламент и вернуть на рынок топливо класса Евро‑2. Но если ограничить цены на топливо, то действительно появляется повод скупить по дешевке и продать на экспорт, и в конечном счете действительно возникнет дефицит», - отмечает эксперт.