Вместе с тем, по оценкам экспертов, нельзя сводить к одинаковой схеме ситуацию на рынке в разные годы. Бывает и так, что сезонные всплески и спады активности покупателей нивелируются на фоне тенденций в экономике. Например, аналитики компании «НДВ-Недвижимость» хорошо помнят, что осенью 2008-го, несмотря на, казалось бы, самое «сезонное» время для покупки квартир, активность клиентов резко упала в связи с приходом кризиса. А за два года до этого, весной 2006-го, напротив, несмотря на так называемую сезонность, спрос на недвижимость в Москве был беспрецедентно высоким, и сохранялась такая ситуация вплоть до середины лета. В целом же самыми «урожайными» в плане количества сделок купли-продажи недвижимости риэлторы называют август и сентябрь, когда объемы продаж вырастают в среднем на 10%-15%. Влияет на ситуацию большое количество вернувшихся с отдыха потенциальных покупателей, а также юридических лиц, которые хотят купить квартиру в Москве для своих сотрудников.
Дают о себе знать сезонные перепады спроса и предложения и в сегменте аренды. На городские квартиры с приходом лета спрос заметно падает, немного снижаются и цены. При этом уже с середины весны на рынке появляются предложения по «летним» квартирам, что, в свою очередь, также влияет на арендные ставки. Снять квартиру в Москве в начале лета можно в среднем на 5%-12% дешевле, чем осенью или зимой. Удобно подыскивать квартиру в аренду и во время новогодних праздников, поскольку собственникам в преддверии длительных рождественских «каникул» выгодно найти арендаторов и «закрыть вопрос». Хотя и предложений по аренде в это время года на рынке на порядок меньше, так как многие предпочитают на праздники выезжать из столицы. Всплеск активности на рынке аренды жилья ежегодно наблюдается с середины июля, в преддверии нового бизнес- и учебного года. К сентябрю арендные ставки в столице вновь поднимаются на 7%-12%.
Сезонность на рынке новостроек проявляет себя несколько иным образом, чем на вторичном рынке или в сегменте аренды. Как отмечают в Департаменте аналитики компании «НДВ-Недвижимость», в слякотное и холодное время года покупатели крайне неохотно ездят на просмотры квартир, а потому активность в этом сегменте возрастает с приходом весны. Затем наступает традиционное для столицы летнее затишье, за которым следует, опять же, традиционный осенний всплеск спроса. Опытные застройщики применяют различные инструменты для поддержания и в дальнейшем интереса к своим объектам. В ход идут продуманные маркетинговые стратегии, позволяющие покупателям приобрести квартиры выгодно: новогодние и рождественские скидки, бонусы (отделка или дизайн-проект в подарок) и дисконты.
www.ndv.ru Агентство недвижимости НДВ