Сколько миллиардов осело на рельсе монорельса, призванного разгрузить некие пассажиропотоки? Но пассажиры к новому виду транспорта относятся как к аттракциону, а на работу ездят на метро.
Несколько лет назад родился еще один “мегапроект” — отслеживать пробки с бортов дирижаблей. Эксперты предупреждали, что идея провальная. Но дирижабли все же закупили. Теперь они, бесхозные, пылятся в ангарах производителя.
Когда в 2004 году столичные власти заявили, что будут бороться с преступностью и пробками при помощи дирижаблей, казалось, будущее уже настало. Однако из-за бездарного менеджмента идея в буквальном смысле слова сгнила.
Еще 7—8 лет назад в столице не было ни дешевых камер наблюдения на дорогах, ни обширного беспроводного Интернета, ни массовой сотовой связи. И, конечно, не было технических средств, которые могли бы отслеживать всю ситуацию на дорогах. Тогда власти и решили поручить это дело дирижаблям и аэростатам. Кто выполнит госзаказ — вопрос был излишним. Серийно подобные воздушные суда делают всего три страны в мире, а в России такой производитель — единственный. Фирме заказали изготовить три аэростата (неуправляемые) и два дирижабля (контролируются пилотом). Заказ был выполнен в срок, к 2004 году.
— Мы оснастили наши аппараты хорошей по тем временам техникой. Камеры позволяли с большой высоты передавать очень четкую картинку, можно было даже прочитать номер автомобиля. Наземный пункт управления решили сделать в здании ГИБДД на Садовой-Самотечной улице. На крыше поставили принимающее оборудование, а летающую технику снарядили мощными передатчиками, — рассказывает технический директор воздухоплавательного центра “Авгуръ” Вадим Тимошенко.
Центр организации дорожного движения подыскал в городе шесть подходящих площадок для базирования дирижаблей. Но власти на местах заупрямились. Чиновники отвечали примерно следующее: “Нам гораздо выгоднее построить магазины, чем “парковать” аэростаты, которые потом за нами же и будут следить”.
К тому же еще до приобретения дирижаблей было очевидно: полеты любых воздушных судов, кроме техники МЧС и ФСБ, над Москвой запрещены. Город должен был решить эту проблему до того, как купить аэростаты с дирижаблями, а если она не решалась — отказаться от затеи.
Но, видимо, это кому-то было нужно...
Остальные проблемы кажутся уже мелочью. Так, для дирижаблей оказалось невозможным зарезервировать радиочастоты для передачи данных. И хотя неиспользуемых частот в столице пруд пруди, зарегистрированы они на ПВО.
Москвичи при желании могут даже лицезреть один из купленных городом дирижаблей. Его передали для эксплуатации авиаотряду спецназначения ГУВД Москвы. Правда, большую часть времени он пылится в бетонном ангаре города Жуковский. В один из последних раз его использовали во время концерта Мадонны. Из дирижабля сделали летающий координационный центр, человек с воздуха следил за людскими потоками и передавал на землю информацию о “человеческих пробках”.
Всякий раз, когда об аппарате вдруг вспоминают, власти обращаются к заводчанам с просьбой экстренно привести его в порядок. В остальное время на содержании экономят.
— Была попытка наладить видеонаблюдение за ВВЦ при помощи аэростата, — продолжает г-н Тимошенко. — Мы все собрали, забетонировали площадку, подключили оборудование и запустили аппарат в воздух. В местном отделении милиции через камеры работники могли видеть все, что происходило на территории выставочного центра. Но не успели сотрудники правопорядка обрадоваться новинке, как военные потребовали все немедленно убрать.
В общей сложности на изготовление пяти воздушных судов из казны города потратили более 11 млн. долларов. Купленное имущество передали в эксплуатацию ГБУ “Московские авиационные услуги”. Учреждение не смогло придумать ничего лучше, как отдать летательные аппараты на хранение самому производителю. Срок годности и содержания на складе оболочек и самих гондол, понятно, не бесконечен. Так как средств на хранение неиспользуемых аэростатов почти не выделяется, все приходит в негодность. Правда, каждый год на содержание единственного “милицейского” дирижабля из городской казны выделяют более двух миллионов рублей.
Почему столичные власти не попытались продать дирижабли или хотя бы использовать их в соседней области — остается загадкой. Между тем на Западе воздухоплавательные аппараты применяют вовсю. Кроме мониторинга за состоянием дорог их используют как летающую рекламу и даже… аттракционы. На юге Германии можно покататься на дирижабле фирмы “Цеппелин”. Несмотря на дорогие билеты, все места на 40-минутные полеты раскуплены на полгода вперед.