Москвичам надоел воскресный шопинг

Из-за снижения покупательского интереса продавцы боятся не отбить деньги за аренду

Ворвавшийся в жизнь москвичей несколько лет назад новый вид досуга — семейные походы по торгово-развлекательным центрам — теряет популярность. Если прежде горожане могли гулять
по моллу целый день, захаживая то в кафешки, то в кинотеатр, сейчас все чаще приезжают на час-другой, с сугубо практическими целями — купить продуктов на неделю или обновить гардероб. Аналитики говорят о насыщении рынка торговыми центрами, в том числе в регионах.

Из-за снижения покупательского интереса продавцы боятся не отбить деньги за аренду

Согласно исследованию Penny Lane Realty, время больших проектов проходит, так как рынок уже преодолел первичное насыщение. Уменьшились суммы, которые посетители оставляют в торговых центрах. Арендаторы теряют интерес — зияющие пустотой витрины уже не удивляют. Строительство нескольких крупных торговых центров приостановлено. Последний пример — IKEA отложила на 3—5 лет строительство ТЦ “Мега-4” в Мытищах. Многие сети уходят из столицы в регионы. Например, такие компании, как Media Markt, “Ашан”, Х5, “О’кей”, Real, “Вестер”, Castorama, OBI, сейчас ищут площадки для размещения гипермаркетов в Подмосковье и городах-миллионниках.

— В 2010 году на московский рынок торговой недвижимости вышло незначительное количество новых проектов, — рассказали авторы исследования. — Общая площадь введенных торговых центров составила около 800 тыс. кв. м. Для сравнения: в 2009 г. суммарный ввод торговых площадей превысил 1 млн. кв. м. Это говорит о том, что девелоперские компании продолжают испытывать трудности с привлечением финансирования.

По данным аналитиков Praedium Oncor International, в первом квартале 2011 года было введено в эксплуатацию около 150 000 кв. м торговых площадей. До конца года запланирован ввод 400 000 “квадратов”. Основное конкурентное преимущество новых проектов, считают эксперты, их большие площади, а значит, возможность размещения на своей территории крупных, так называемых якорных арендаторов, которые привлекают потребителей. Также преимуществом можно считать пул арендаторов. Это компании, пережившие кризис, а значит, доказавшие свою состоятельность и стабильность на рынке. Однако ложка дегтя все-таки есть: в 2010 году при открытии большинства новых объектов в них оставалась значительная доля еще не функционирующих магазинов, что отнюдь не привлекает покупателей.

Аналитики отмечают, что и собственники объектов, и торговые операторы ведут себя очень осторожно (особенно в сравнении с докризисным периодом). Очевидно, что только качественные концептуальные объекты с интересными дизайнерскими решениями будут пользоваться спросом и способны выдержать взлеты и падения рынка. Арендаторы стали более внимательно оценивать экономику будущих магазинов, учитывая возможные риски, с осторожностью рассматривать аренду в строящихся или новых, еще не раскрученных ТЦ.

В Москве магазинов хватает только в центре и на севере

По данным портала “Индикаторы рынка недвижимости”, лидером по обеспеченности современными торговыми центрами является Ленинградское шоссе: совокупное предложение арендуемых площадей составляет 355 800 кв. м. Вблизи данной магистрали расположены такие известные объекты, как “Мега-Химки” и “Метрополис”. Примерно одинаковое количество площадей в современных торговых центрах (от 218 500 кв. м до 221 500 кв. м) находится на участках проспект Андропова — Каширское шоссе, Профсоюзная улица — Калужское шоссе, проспект Мира — Ярославское шоссе. А вот на Рязанском и Волгоградском проспектах с моллами беда — вдоль этих магистралей их меньше всего.

Вообще же торговые центры распределены в столице крайне неравномерно. В среднем на 1000 москвичей приходится 345 кв. м торговых площадей (по этому показателю российская столица занимает одно из последних мест среди крупных городов Европы). Однако район району рознь. Так, самый высокий уровень обеспеченности зафиксирован в Центральном (502 кв. м на 1000 жителей), Северном (442 кв. м) и Северо-Восточном (440 кв. м) административных округах Москвы. При этом (почувствуйте разницу) на жителей Восточного округа приходится всего 109 кв. м, а на зеленоградцев и подавно 46 “квадратов”.

Средние арендные ставки в торговых центрах Москвы за год особенно не изменились. Даже в популярных у покупателей местах они увеличились лишь на 5—10%. Ставка для якорных арендаторов (по данным на конец 2010 года) составляет 110—320 долларов за 1 кв. м в год, для торговой галереи — 500—1000 долларов, для развлекательной зоны — $120—200. В торговых центрах, пользующихся повышенным спросом и имеющих “лист ожидания”, ставки аренды могут достигать 4500 долларов за 1 кв. м в год.

Несколько иная ситуация складывается с арендой помещений, расположенных на первых этажах домов. Из-за сноса палаток и киосков рост ценовых показателей с начала года в этом сегменте составил 15%. “Средние ставки аренды на помещения, расположенные в основных торговых коридорах столицы, составляют от 1500 до 4000 долларов за 1 кв. м в год. На второстепенных улицах ставки держатся на уровне 300—1800 долларов”, — говорит директор департамента торговой и региональной недвижимости Алексей Могила.

Изменения градостроительной политики новых московских властей могут значительно повлиять на стратегию дальнейшего развития рынка. Вводится запрет на строительство торговых объектов в центре, вместо торговых центров на площади Павелецкого вокзала и на Белорусской появятся паркинги. Впрочем, и без этого распоряжения городских властей привокзальные проекты свернулись бы из-за высокой дороговизны.

фото: Геннадий Черкасов

Торговые центры ждут жители Подмосковья

Бизнесмены все чаще смотрят в сторону ближайшего Подмосковья. По результатам исследования, проведенного консалтинговой компанией RRG, в десятикилометровой зоне от МКАД действует 42 торговых объекта, которые по своим характеристикам соответствуют понятию “концептуальные”. Бурное развитие торгового “замкадья” началось в 2002 году, когда были введены сразу четыре крупных объекта: “Капитолий-Ленинградский”, “Ашан-Мытищи”, “Мега-Теплый Стан”, а также “премиальный” “Крокус-сити-молл”. В 2003 и 2004 годах открылось еще по четыре торговых центра. Но все рекорды были побиты в 2005 и 2006 годах. В 2005-м открылось семь, в 2006-м — восемь объектов различного формата.

Затем объемы ввода торговых центров в 10-километровой зоне вокруг столицы стали заметно скромнее, что уже тогда свидетельствовало об относительном насыщении рынка. В 2007 году было введено всего два ТЦ, а в 2008, 2009 и в 2010-м — по четыре. “Основной причиной этой “скромности” скорее всего стал кризис, — говорит специалист Сергей Жарков. — В ближайшее же время можно ожидать появления не только новых проектов, но и новых форматов. В частности, ожидается открытие совершенно новых для России аутлетов (специализированных торговых центров, в которых производители одежды распродают старые коллекции со значительными скидками)”. Аутлеты получили широкое распространение в США и Западной Европе, в России их нет. Один из первых аутлет-моллов будет построен на Ленинградском шоссе, недалеко от аэропорта “Шереметьево”.

“Ближайшее Подмосковье — исключительно благоприятная территория для функционирования торговой недвижимости самых разных форматов, — говорит генеральный директор консалтинговой компании RRG Денис Колокольников. — С одной стороны, небольшие ТЦ востребованы жителями областных городов, которые уже давно привыкли делать покупки в московских концептуальных торговых центрах и с радостью воспринимают строительство аналогичных объектов в шаговой доступности. С другой стороны, большие площадки вдоль МКАД и федеральных трасс создают предпосылки для реализации торговых “мегапроектов”. “Для подмосковных жителей и жителей ближайших областей МКАД — это как бы психологическая и естественная преграда для въезда в Москву. Поэтому “примкадные” проекты также пользуются у них популярностью, — добавляет эксперт. — Можно уверенно говорить, что ТЦ на МКАД во многом являются центром притяжения московского региона и даже соседних областей, где численность населения близка к 20 млн. человек”.

Нельзя забывать о проблеме пропускной способности как МКАД, так и подмосковных трасс, отмечают специалисты. В этом плане важна совместная работа правительств Москвы и области для совершенствования транспортной инфраструктуры.

В заявленных планах девелоперов на 2012 год значится еще 12 концептуальных торговых центров, расположенных в десятикилометровой зоне от МКАД. А всего в обозримом будущем планируется ввести 15 новых проектов.

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру