Аналитики рынка недаром предупреждали, что весной цветочки из ценников превратятся в кустистый и пышный букет. Конечно, с импортного продукта можно спокойно переключиться на дешевый отечественный, пищевые излишества в виде йогуртов исключить, но ведь и простая еда дорожает — да еще как!
Так, за всего одну неделю марта, в течение которой Мособлстат мониторил продуктовую розницу, — с 21-го по 28-е — цены на продовольствие в Подмосковье выросли на 25 продуктов первой необходимости из 32 позиций, включенных в статистический перечень. Еда дорожала разными темпами и в разных пропорциях — от 1 копейки до 5 рублей. В процентном соотношении динамика выглядит мягче, ведь речь идет о долях процента, но факт остается фактом: рост цен на продукты питания — бесконечный процесс. Даже те немногие товары, которые за неделю вроде подешевели, на самом деле подорожали, если их сравнивать с ценами, зафиксированными в начале марта. Среди продуктов питания в марте стали немного доступнее только 4 вида товаров.
Итак, за неделю с 21 по 28 марта в Подмосковье больше всего подорожали сосиски с сардельками (+1,5 рубля), сыр (+1,44 рубля), пшено (+2,5 рубля), гречка (+5 рублей), вареная колбаса (+74 копейки), куриные яйца (+49 копеек), творог (+44 копейки), стерилизованное молоко (+37 копеек), говядина на кости (+22 копейки). Невзирая на зерновые интервенции правительства, подорожал черный хлеб — на 8 копеек за килограмм.
Овощи из “борщевого набора”, ставшие в этом сезоне лидерами ценовой гонки, — отдельная песня. Общеизвестно: чем дольше зимой лежит в закромах овощ, тем он дороже. В этом смысле с капустой, картошкой, морковкой и с луком ничего необычного не произошло. Они снова стали дороже. Морковь за неделю прибавила “в весе” 80 копеек, репчатый лук — 79, капуста — 93. Кстати, только в этом неурожайном году до лингвистов наконец-то дошло, почему на совковом сленге американские деньги назывались капустой. В новогодние праздники цена последней вплотную приблизилась к 1 доллару. По нынешнему весеннему курсу, когда купюры с изображением дяденьки Линкольна падают, кило бледно-зеленой красавицы тянет на полтора доллара. И это еще не предел.
На фоне зазнавшихся кочанов и корнеплодов более-менее прилично ведет себя лишь картошка. Массовый экспорт “второго хлеба” из Нидерландов, Канады, умиротворенного после кровавой распри Египта сделал-таки свое дело. Прилавки заполнены, картошка подорожала всего на 11 коп. Тем не менее динамика цен впечатляет. И дело тут вовсе не в слабонервности отдельных домашних хозяек. Темпы, взятые в марте, продолжают раскручиваться в апреле.
В частности, аналитики отмечают апрельский рост цен на мясо, сливочное масло и молоко. Повышение цен на говядину и свинину объясняется удорожанием в марте их производства — в среднем по России на 1,7%. Так, по сведениям аналитиков из ассоциации “Союзмолоко”, мартовское повышение закупочных цен на цельное молоко на 0,4% спровоцировало повышение розничных цен на 0,2% (средние данные по России). Однако к началу апреля закупочная цена молока снизилась на 0,2%, но потребительские цены на “молочку” продолжали расти. Ситуация не нова. Торговцы опять банально почистили наши карманы.
Подобьем бабки. С 5 по 28 марта в Подмосковье в среднем подорожали: говядина — на 3,67 рубля, свинина — на 1,08 рубля, сосиски и сардельки — на 2,19 рубля, колбасы — на 2,2 рубля; сливочное масло — на 2,15 рубля, сыр — на 1,44 рубля, яйца — на 1,09 рубля, гречка — на 7,53 рубля, “долгоиграющее” молоко — на 45 копеек. Подешевели куры — на 1,11 рубля, сахарный песок — на 47 копеек, постное масло — на 17 копеек, рис — на 13 копеек.
Стабильный “0” в колебаниях цен по-прежнему удерживает стратегический товар — соль. Это радует И самое любопытное. Если верить статистике, в марте в Подмосковье на полтора рубля подешевел бензин марки АИ-95.
Подешеветь-то он, возможно, подешевел. Только кто в это верит?