Попытки обложить данью производителей и импортеров звуко- и видеозаписывающую аппаратуру (DVD-проигрыватели, магнитофоны, в том числе видео, компьютеры и ноутбуки, мобильные телефоны и гарнитуры к ним), а также чистые носители (компакт-диски, флеш-карты кинопленки) предпринимались в России несколько лет подряд. Заметим, что во многих странах такая практика уже существует. Объясняется она тем, что спасти авторские вознаграждения от пиратов обычным способом удается не всегда. Поэтому и создаются спецфонды, куда и стекаются проценты от продажи техники и чистых носителей.
Однако российским потребителям, естественно, не улыбалось платить за нужный товар лишние деньги – производителям в случае введения спецсборов всегда удается переложить дополнительные расходы на плечи покупателей. Тем более, что первоначально планировалось обложить технику 5% сборами, а носители – 3%. В частности, особую активность в этой сфере проявляло Российское общество по смежным правам (РОСП). Но, как оказалось, безрезультатно. Сначала все затягивалось, а затем появился влиятельный конкурент – Российский союз правообладателей (РСП), президентом которого стал глава Союза кинематографистов России Никита Михалков.
И вот тут дело завертелось.
21 сентября прошлого года лицензионная комиссия Росохранкультуры провела заседание по выбору организации, которой разрешат собирать авторские отчисления с носителей и техники. Сразу же заговорили о победе Михалкова. Но в тот момент еще не вышло постановление правительства, в котором определялись бы соответствующие правила игры. Поэтому на сайте Росохранкультуры появилась неопределенная запись о том, что результаты работы комиссии будут опубликованы позже. В октябре соответствующий правительственный документ за подписью Владимира Путина, появился на свет. Надо отдать должное премьеру – он резко умерил аппетиты лоббистов. Вместо 3%-5% все носители и проигрывающие устройства обложили всего лишь 1% по сути налогом. То есть, не дорогостоящий DVD-проигрыватель или ноутбук подорожают максимум рублей на 100-200.
Впрочем, все равно обидно переплачивать непонятно кому, с непонятными целями. Тем более, что по правительственным подсчетам, в фонде Михалкова будет копиться не менее $100 млн в год. И при этом Михалков не скрывал, что не 15% от этих денег он пустит на содержание аппарата РСП. Мало ему гостиницы в Козихинском переулке и денег всего Союза кинематографистов.
Тем не менее 26 октября Росохранкультура сообщает, что победил «михалковский» РСП, который и должен собирать по 1% со всех нас, аккумулируя себе $100 млн.
Но сразу приступить к сбору не добровольных пожертвований Михалкову не удалось. Его конкуренты из РОСП подали в арбитраж иск о непризнании итогов аккредитационного конкурса. Придрались к тому, что фактически РСП назначили победителем до выхода правительственного постановления. Аргумент, к сожалению, спорный, так как официально результаты конкурса официально были опубликованы, напомним, 26 октября, то есть после подписания Путиным необходимого документа.
Тем не менее, истцы дошли до Московского арбитражного суда, который их поддержал.
И вот 11 апреля все вернулось на круги своя. Девятый арбитражный апелляционный суд высказался в пользу Росохранкультуры и РСП. Никита Михалков может праздновать победу, рисуя планы по инвестированию оспариваемых до последнего времени $100 млн. А нам искать лишние рубли, планируя походы в компьютерные магазины.