Проблемы ЗИЛа, обнаружившиеся весной 2011 года после массовых митингов рабочих предприятия, разумеется, появились не с бухты-барахты. Последний раз завод показывал прибыль в 2006 году, а с экономическим кризисом его положение резко ухудшилось. По официальным данным, в 2010 году ЗИЛ выпустил 1258 грузовиков и 5 автобусов, причем за декабрь-январь было выпущено всего 20 машин (при суточной норме 26 грузовиков).
Как пояснил на встрече с профсоюзами Сергей Собянин, “проблема заключалась в том, что руководство завода, вместо того чтобы организовать эффективное производство, занималось отмыванием денег”. По словам мэра, прежний директор ЗИЛа Константин Лаптев получал зарплату 250 млн. руб. “Этой суммы с лихвой хватило бы на погашение долгов перед рабочими”, — заявил Собянин. В начале марта Лаптев был отстранен от занимаемой должности. Расплачиваться с рабочими ЗИЛа предстоит городу.
Впрочем, долги по зарплате — далеко не единственные проблемы бывшего флагмана отечественного автомобилестроения. Столичный арбитраж в последнее время зарегистрировал сразу несколько заявлений о банкротстве “АМО ЗИЛ”. На встрече с профсоюзами Сергей Собянин пообещал предоставить заводу новые кредитные средства, однако все понимают, что до бесконечности снабжать ЗИЛ деньгами город не в состоянии. “Чтобы спасти завод, нужна полная смена концепции его производственной деятельности”, — говорит бывший чиновник правительства Москвы. Он не исключает, что ЗИЛ может стать одной из площадок по выпуску отечественного “Ё-мобиля”, созданием которого занимается Михаил Прохоров. “У Собянина хорошие отношения с олигархом”, — отмечает он. Еще одно перспективное направление деятельности — выпуск городской техники.
По словам градоначальника, модернизацией устаревшего производства займется новый менеджмент во главе с 36-летним Игорем Захаровым, пришедшим из “ИжАвто”. Кадровые решения Собянина свидетельствуют о том, что Москва пока не собирается продавать принадлежащие городу 64,7% акций ЗИЛа и менять профиль использования его территории.