Минэнерго закручивает гайки на АЗС

Сколько будет стоить Аи-92 после ужесточения госконтроля?

В конце прошлой недели Минэнерго сообщило о планах наделить правительство правом госрегулирования цен на бензин и другие нефтепродукты. Против этих инициатив выступило Минэкономразвития: нефтяники откажутся продавать топливо по невыгодным ценам в России и будут наращивать экспорт. В результате на внутреннем рынке топлива возникнет дефицит, который вызовет взрыв недовольства у населения.

Сколько будет стоить Аи-92 после ужесточения госконтроля?

Угрозы регулирования

В разрабатываемый Минэнерго законопроект “О нефти” внесены поправки, предусматривается возможность введения государственного контроля за ценами на нефтепродукты в случае роста стоимости топлива на внутреннем рынке на 30% и более в течение 30 дней. Об этом сообщил замминистра энергетики Сергей Кудряшов. “Мы внесли в законопроект положение других действующих правовых актов, в частности по росту цен на 30% за месяц, и перенесли их на топливо”, — пояснил чиновник.

Под “действующими правовыми актами” понимается закон “О торговле”, где прописано право правительства регулировать цены на основные продукты питания в случае их повышения на 30% в течение месяца. Напомним, что закон “О торговле” вступил в силу 1 февраля 2010 года (адаптационный период продлился до 1 августа 2010 года). За год действия закона правительство правом прямого госрегулирования ни разу не воспользовалось. Потому что за это время более чем на 30% в месяц в цене росла только гречка (в феврале 2011 года), но она в перечень основных продуктов питания не входит.

Тем не менее опыт сдерживания цен путем угрозы прямого регулирования, похоже, признан удачным. Теперь его хотят распространить на другие отрасли. Впрочем, далеко не все в правительстве с этим согласны. В частности, резко против инициативы Минэнерго выступило Минэкономразвития. Там считают, что госрегулирование является ограничением рынка. Источник “ЭВ” в Минэкономразвития сообщил, что “поправки, вводящие госрегулирование на топливном рынке, согласованы не будут”.

Опасения Минэкономразвития понятны: бензин не хлеб. Хлеба на Западе (да и на Востоке) и своего достаточно. До введения в 2010 году моратория на экспорт зерна Россия экспортировала его в основном в Африку (в Египет и другие страны). Этот экспорт не мог неограниченно расширяться, потому что у стран Африки традиционно есть проблемы с оплатой. Нефть же и нефтепродукты (по бензину — 50% произведенного) Россия экспортирует на Запад и в Азию, где за эти товары платят исправно, в твердых валютах, и просят еще. В этих условиях госрегулирование цен может привести к тому, что нефтяные компании предпочтут наращивать экспорт, а не реализовывать топливо по невыгодным ценам в России. Что повлечет дефицит на внутреннем рынке топлива.

Разногласия Минэнерго и Минэкономразвития ставят под сомнение весь процесс принятия в 2011 году законопроекта “О нефти”. У него и без того сложная судьба: Минэнерго разрабатывает его уже несколько лет. Пока нет закона, процесс добычи, переработки и экспорта нефти регулируется многочисленными постановлениями правительства. К этой системе все привыкли, но у нее есть существенный недостаток: оспорить постановление правительства, подав иск в суд, нельзя.

Что, в свою очередь, существенно снижает привлекательность долгосрочных инвестиций (в том числе и иностранных) в нефтедобычу и нефтепереработку. Ведь иностранные инвесторы справедливо указывают, что за 20 лет — средний срок жизни проекта в отрасли — правительство в России даже по Конституции меняется трижды (при выборах президента раз в 6 лет Правительство РФ обязано уйти в отставку). В преддверии нового властного цикла закон “О нефти” и хотели принять: предполагалось, что он в ступит в силу с 1 января 2012 года. Теперь, что называется, вопрос подвис.

Как считать?

Но и без механизма формирования цены на заправке закон “О нефти” принят быть не может. Потому что уж слишком животрепещущий вопрос. Ранее власти решали его при помощи “ручного управления”. То есть путем личных договоренностей руководителей крупнейших нефтяных компаний с Владимиром Путиным. Весенний призыв нефтяников “на ковер” в Кремль (а позже — в Дом правительства) с 2004 года стал ежегодным.

Однако на каждую заправку контролера от Путина не поставишь. Начиная с 2009 года власти попытались сдерживать рост цен на топливо при помощи ФАС, которая получила дополнительные полномочия и стала назначать нефтяным компаниям гигантские штрафы. В результате механизм личных договоренностей сломался, а новый не заработал. Правительство оказалось между двух огней.

Рост цен на бензин в начале 2011 года обернулся массовыми протестами. В некоторых регионах водители даже пытались перекрывать трассы. Валерий Войтко, председатель ЦК межрегионального профсоюза “Дальнобойщик”, негодует: “Автоперевозчики закладывают увеличение стоимости топлива (а это около 30% от стоимости перевозки) в ставку транспортной услуги. Правительство поднимает цены на топливо; мы поднимаем цены на перевозку; торговля поднимает цены на сахар. Одной рукой правительство борется с инфляцией; другой раскручивает ее, повышая величину транспортной составляющей в цене всего и вся. Правительство устраивает рост цен на топливо — а вас устраивает рост цен на еду?”.

А в Приморье протестный автопробег под лозунгом “26 руб. за литр — грабеж!” проходит прямо сейчас. 25 марта руководитель пресс-службы НК “Альянс” Андрей Румянцев ответил протестующим: “Ненормально низкие цены на бензин в Приморском крае оборачиваются для компании многомиллионными убытками. Реальная цена 92-го бензина в Приморье на заправках сети должна составлять 32 руб. 20 коп. вместо нынешних 26 руб. за литр, но с 10 февраля в крае наблюдается поэтапное снижение цен. Правительство призвало нас снизить цены. Мы отнеслись с пониманием к социальной значимости подобной меры, но, по оценкам Минэнерго, нефтяные компании сегодня теряют $ 300—350 млн. в месяц”.

Таким образом, сложившаяся ситуация не устраивает ни население, ни профессиональных перевозчиков, ни нефтяников. Нужен закон с прописанным в нем механизмом ценообразования. Но именно здесь главный камень преткновения: что такое “рыночная цена бензина”, как ее считать?

До недавнего времени государство в лице ФАС утверждало, что рыночная цена — это та, что формируется на бирже. И всячески поощряло нефтяные компании реализовывать через биржу как можно больше нефтепродуктов. Кстати, и в законопроекте “О нефти”, подготовленном Минэнерго, сохранилась норма, обязывающая нефтяные компании продавать 15% нефтепродуктов и 3% нефти на бирже.

Казалось бы, вот он, рыночный механизм, и без всякого госрегулирования. Но не все так просто. Из-за низкой ликвидности российских площадок нефтяники быстро научились продавать топливо самим себе: покупателями на биржах часто выступали оптовые подразделения компании-продавца. Путем проведения серии адресных сделок, когда зарезервировать средства для приобретения крупного лота успевала только одна компания, можно было формировать на бирже практически любую цену. К тому же в России нет поставочных контрактов на нефтепродукты, поскольку у российских бирж нет собственных товарных запасов. Для справки: хранилища нефти и других видов топлива, принадлежащие Чикагской товарной бирже (CME), занимают площадь в несколько тысяч гектаров. В России — ноль.

В связи с ростом биржевых цен в начале 2011 года ФАС заявила, что больше не рассматривает биржевые цены в качестве индикатора конкурентной цены и намерена вернуться к обсуждению формулы цены. Изменению подхода предшествовало совещание под председательством Владимира Путина, где недостатки биржевого механизма были подвергнуты жесткой критике. Ответом ФАС стал законопроект “О рыночном ценообразовании на нефть и нефтепродукты в РФ”, внесенный в правительство 25 марта. Документ содержит методику расчета формулы конкурентной цены и элементы госрегулирования.

Минэнерго этот законопроект одобрило. Однако он не мог быть принят без внесения поправок в базовый законопроект “О нефти”. И поправки о госрегулировании появились…

Государство будет сдерживать рост цен на топливо. Это часть антиинфляционной политики. Потому что расходы на перевозку “сидят в цене” любого товара. Особо чувствительными отраслями являются энергетика (многие ТЭЦ работают на топочном мазуте) и сельское хозяйство (здесь доля топлива в итоговой стоимости не так велика, но рост стоимости продовольствия даже на 3% социально опасен).

Угроза введения государственного регулирования цен на топливо в случае их неумеренного роста не является российским изобретением. Аналогичные нормы есть, например, в законодательстве ряда стран Евросоюза. Если не получается сдержать цены рыночными методами, через биржу, государство будет действовать внерыночными. Или сочетанием тех и других, что и наблюдается сегодня. В 2011 году пик роста стоимости топлива Россия уже прошла, долгосрочные контракты заключены. Так что до конца года бензин на заправках вряд ли выйдет из коридора 25—27 руб. за литр. Борьба сейчас за то, чтобы в начале 2012-го мы вдруг не увидели более 30 руб. за литр.

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру