Дискуссия об эффективности зерновых интервенций завязалась после доклада первого вице-премьера Виктора Зубкова. Тот сообщил, что для реализации зерна используются два механизма — биржевые торги и прямая продажа зерна регионам по более низким ценам.
Интервенции правительство начало 4 февраля — таким способом чиновники стремятся победить дефицит зерна в наиболее пострадавших от засухи регионах, особенно там, где хорошо развито животноводство. Тем самым будет остановлен рост цен на целую группу товаров, производство которых “завязано” на зерно. Нуждающиеся регионы запросили 5 млн. тонн. Владимир Путин подписал распоряжение о реализации на бирже в первых двух кварталах 2011 года 2,5 млн. тонн. Еще 1,13 млн. тонн правительство решило распределить напрямую. То есть продавать по более низким ценам — уровня 2008 года.
Вот этот двойной механизм и возмутил президента. “Если можно получить зерно по более низкой цене, то зачем покупать его на бирже?” — не понял он.
— Сначала хотели распределять зерно, — стал оправдываться Зубков. — Но затем было предложение попробовать это на биржевых торгах. Думали, возможно, цена упадет. Но не упала.
Медведев пояснил чиновнику, почему: “Не упала, так как заткнули индивидуальное распределение. Какой дурак будет торговаться, если можно прийти и договориться с чиновниками?” По мнению президента, биржевые торги оказались в нашей стране нерыночной мерой — хоть и во всем мире считаются таковой. “Это создает опасность коррупции”, — объяснил он.
В итоге решено бороться не с коррупцией (успехов в этом деле пока не предвидится), а с торгами. Президент поручил приостановить решение, подписанное коллегой по тандему. “Если вы посчитаете невозможным проводить торги, тогда лучше распределяйте каждому региону отдельно”, — заявил он Зубкову. Вот только исключает ли это возможность подобным же образом “договориться”? Это пока не обсудили.
Дальнейшее обсуждение проходило в закрытом режиме. Как позже сообщил журналистам помощник президента Аркадий Дворкович, президент все же передумал приостанавливать интервенции по существующей схеме. Двойной механизм проживет по крайней мере две недели — после чего правительство должно вынести вердикт о его эффективности. Дворкович признал, что и впрямь “есть серьезные сомнения, насколько существующие две схемы сочетаются”. “Дело в том, что регионы ожидают получения зерна напрямую из госфонда и не стимулируют своих потребителей на закупку его на торгах”, — объяснил помощник президента.
Впрочем, если даже чиновники примут эффективное решение, удешевление зерна не вызовет снижения цен на хлеб. В конечной стоимости хлеба цена пшеницы составляет лишь 20%, показывают исследования Российского союза промышленников и предпринимателей. Наибольший же вклад в цену “всему головы” вносят ритейлеры (35%) и хлебопеки (34%). Кроме того, 9% в цене хлеба составляют переработка и доставка зерна.