Цены на нефть в понедельник впервые более чем за два года превысили 100 долларов за баррель на фоне тревоги инвесторов, опасающихся, что беспорядки в Египте могут перекинуться на нефтедобывающие страны Ближнего Востока, сообщает Reuters.
Так, цена мартовских фьючерсов на нефть марки Brent на лондонской бирже IСE по итогам торгов повысилась на 1,59 доллара - до 101,01 доллара за баррель, что является максимальной ценой на «черное золото» с сентября 2008 года. А на на нью-йоркской бирже NYMEХ стоимость мартовских фьючерсов на американскую легкую нефть марки Light Sweet Crude Oil повысилась на 2,85 доллара - до 92,19 доллара за баррель.
В чем же причины происходящего и как это отразится на крупнейших поставщика нефти в число которых входит и Россия?
«100 долларов за баррель было вполне ожидаемым событием на рынке, так как большое число инвестиционных банков закладывалось на рост цены на нефть. Связывали это, конечно, не с беспорядками в Египте, а с ростом спроса на «черное золото». Однако помог случай и пессимисты пали под напором покупателей. - комментирует ситуацию независимый аналитик Андрей Кочетков, -
В этой связи отмечают две причины, которыми руководствовались оптимисты: 1. беспорядке в Египте могут послужить катализатором нестабильности во всем арабском регионе, который является важнейшим в структуре мировых поставок «черного золота». 2. беспорядки в Египте могут привести к перебоям в работе Суэцкого канала и сопровождающего нефтепровода. Впрочем, последнее рынок может и не заметить, так как в настоящее время существует переизбыток танкеров VLCC, способных транспортировать около 2 млн. бар. Цена фрахта таких танкеров сейчас крайне низкая. Таким образом, проблема Суэцкого канала смотрится весьма надуманной».
Что касается последствий, то они могут быть неоднозначными, считает эксперт: «Это может привести к неожиданным действиям со стороны ОПЕК. В частности, нефтяной картель может пойти на повышение объемов добычи, чтобы снизить цены и удерживать их на достаточно комфортном уровне, дабы они не вызывали рост недовольства в более бедных странах арабского мира. Для монархий ОАЭ, Саудовской Аравии, Кувейта и др. это не вопрос экономики, а вопрос выживания».
«Поэтому радоваться текущим ценам не стоит, тем более, что в долгосрочной перспективе они приведут к резкому увеличению инвестиций в альтернативную энергетику, а, следовательно, к фундаментальному сокращению спроса на нефть», - заключает он.
Говоря о краткосрочных перспективах роста котировок, можно предположить, что он повлечет за собой бодрые заявления российских властей о грядущем снижении дефицита бюджета, а также «соответствующий ситуации на мировых рынках» рост потребительских цен на автомобильное топливо.