Место, где колдуют над златом, охраняется как зеница ока, уверяет первый зампред Банка России Георгий Лунтовский. Из хранилища ЦБ, как уверяют, украсть невозможно. Не то что “у них в Англиях”, усмехается Лунтовский: “Там недавно ограбили хранилище: разрушили стену и вытащили золото”.
Хранилище, созданное в начале 1940-х годов на базе Особой кладовой Госбанка СССР, все время пополняется. В прошлом году в металлические короба положили еще 137 тонн драгметалла. Есть даже слитки, оставшиеся с советских времен. Может быть, это и есть то самое “золото партии”, не отрицает Лунтовский. Золотые слитки весом в 10—14 кг хранятся в опилках, чтобы друг друга не поцарапать. “У нас есть система кондиционирования и поддерживается постоянная температура — комнатная, — объясняет глава хранилища Николай Иванов. — Условия, комфортные для человека, нужны и металлу”.
В апреле ЦБ выпустит золотые монеты в виде слитков, которые можно будет использовать в инвестиционных целях. В ближайших планах — и памятные монеты с символикой Олимпиады-2014. Правда, что на них изображать, пока непонятно: графические решения оргкомитет обещал предоставить в феврале.
— Путина и Медведева на памятных монетах у нас нет, — признает Лунтовский. — А вот спортсмены, например, известные — пожалуйста.
Кроме золота и монет здесь — стратегический запас банкнот. “Это чтобы избежать ситуации начала 1990-х, когда возник дефицит наличности, — объясняет первый зампред ЦБ. — Мы их периодически вводим в обращение, чтобы запас не залеживался”.
— А где ветхие купюры? — поинтересовался премьер. Оказалось, уничтожаются.
Больше внимания гость уделил золоту. “Чего-то не очень блестит”, — усомнился он и решил убедиться в подлинности драгметалла лично. Взяв слиток в руки, ВВП воскликнул: “Ой! Как гиря! Шура Балаганов примерно такую же тяжесть таскал”. Обратившись к одному из работников хранилища, премьер заметил, что “таскание такого золотишка” вполне может заменить физкультуру.
Помимо собственно осмотра ценностей Владимир Путин провел в хранилище и совещание, посвященное банковской системе и тому, как она должна развиваться до 2015 года.
Основные вопросы для обсуждения — что может сделать правительство и ЦБ для усиления конкуренции в банковском бизнесе, а также как банки могут поучаствовать в модернизации экономики. Собственно, куда движется наша банковская система, известно — в сторону укрупнения. Для этого власти повышают требования к минимальному размеру уставного капитала. Сейчас он составляет 90 млн. рублей, с 2012 года вырастет вдвое, а как раз в 2015-м министр финансов Алексей Кудрин предлагает увеличить ценз до 1 млрд. рублей. Сейчас у нас порядка 750 банков, чей “уставник” больше 180 млн. “Миллиардеров” среди них меньше едва ли не на порядок, но у банкиров есть еще несколько лет, чтобы поправить ситуацию. Ну а поскольку у тех банков, чьи владельцы могут без проблем влить в капитал минимум $35 млн., с “уставником” и так все в порядке, то основной способ для остальных — активные слияния и поглощения, волны которых вполне можно ожидать в ближайшие год-два.
Укрупнение банков — вещь полезная. Она делает всю систему более безопасной для вкладчиков. Однако, с другой стороны, от банков как раз требуется улучшать качество обслуживания клиентов. А укрупнение конкуренции способствует, мягко говоря, не всегда.Усилить конкуренцию государство планирует другим способом. Оно продаст часть своих пакетов главных банков страны — Сбербанка, ВТБ и Россельхозбанка.
Что касается участия в модернизации экономики, то в первую очередь банки должны будут обратить внимание на финансирование малого предпринимательства. Ну а власти также предлагают рассмотреть вопрос о включении в систему страхования денежных вкладов, которые принадлежат индивидуальным предпринимателям. Благо средств на выплату в фонде страхования вкладов хватает.