Как пояснили “МК” в пресс-центре Московского банка Сбербанка России, комиссия, взимаемая с клиента при совершении операции оплаты в пользу ОАО “Мосэнергосбыт”, зависит прежде всего от способа оплаты. По словам руководителя пресс-центра Юлии Шелеговой, размер любой комиссии банка за любую услугу рассчитывается, исходя из затрат (содержание здания, рабочих мест, зарплата операциониста и т.д.) плюс небольшая рентабельность. Самый дорогой вариант — платить через сберкассу. Размер комиссии в этом случае составляет 2,5%. Причем есть некий минимум — 20 рублей при оплате наличными, а это значит, что заплати ты хоть 40,87 рубля, хоть 493, банк за свои услуги возьмет одинаковую сумму.
А вот если оплачивать коммуналку через терминалы или со счета плательщика по длительному поручению, “подарить” банку придется всего 1% от суммы платежа. Только вряд ли это объяснишь пожилым людям, для которых многочасовое стояние в очередях сберкассы все равно привычней непонятных “умных” машин с кнопочками.
Для того чтобы сократить комиссионные сборы, был придуман единый платежный документ (ЕПД). Исключением стала лишь электроэнергия, так как “Мосэнергосбыт” отказался включать свои начисления в ЕПД и продолжает рассылать отдельные квитанции. Более того, двойные тарифы “день—ночь” также проходят как самостоятельные платежи, а это плюс два комиссионных сбора. Недавно президент Сбербанка Герман Греф даже обратился к мэру Москвы Сергею Собянину с просьбой обратить внимание на то, что “Мосэнергосбыт” требует проводить каждый платеж отдельно, что автоматически влечет за собой увеличение стоимости услуги.
Однако, как пояснили “МК” в пресс-службе ОАО “Мосэнергосбыт”, исключение их услуг из ЕПД, наоборот, делает платежи более прозрачными, так как в случае с единым документом крайне сложно проконтролировать правильность расчетов. Что же касается автоматического увеличения комиссии, то Сбербанк мог бы объединить дневной и ночной тарифы в единый платеж. “Мы неоднократно обращались к руководству банка с просьбой ввести в платежном документе строку ИТОГО, чтобы потребитель не платил дважды, но компромисса пока не удалось найти. Однако переговоры по этому вопросу по-прежнему идут. Нам бы не хотелось ущемлять права потребителей”, — сообщили в пресс-службе компании.
До нового года Сбербанк и “Мосэнергосбыт” работали по договору о приеме платежей от физических лиц, по условиям которого банк взимал 2,5% с каждого платежа. Но если раньше этот процент автоматически закладывался в тариф, то с 31 декабря комиссия за банковские услуги была “выведена из сумрака” в рамках решения столичного правительства о прозрачности тарифов ЖКХ. Теперь комиссия начисляется отдельно и взимается в момент оплаты коммунальных услуг. Никаких уведомлений об этом “Мосэнергосбыт” не сделал.
— Это противоречит закону о защите прав потребителей, — говорит юрист Общества защиты прав потребителей (ОЗПП) Мария Свиридова. — Компания должна была включить в платежный документ предупреждение: “При оплате может быть взята комиссия”. В результате люди оказались неподготовленными к новым доплатам. Но есть и еще одно нарушение. Потребитель вправе сам решать, как осуществлять платежи. Ведь у нас есть и такие банки, где комиссия вообще отсутствует. Однако компания “Мосэнергосбыт” фактически лишает людей возможности выбора, по умолчанию включая Сбербанк в свои квитанции. Это противоречит антимонопольному законодательству и правам потребителей.
Впрочем, в ОАО “Мосэнергосбыт” нас заверили, что граждане, пользующиеся услугами компании, вправе оплачивать их через любой банк. Никаких ограничений для этого нет. Мораль сей басни такова: думайте сами — решайте сами. Видимо, это и называется “социально ответственное общество”. Когда только сами за себя в ответе...