Замминистра финансов Сергей Шаталов считает, что для увеличения доходной части бюджета необходимо повышать НДС, иначе справиться с растущими бюджетными обязательствами не получится. Выбор пал на НДС не случайно. В 2009 году, например, около 20% всех налоговых поступлений в бюджет удалось получить именно благодаря этому налогу. “Хотя НДФЛ, налог на прибыль, НДПИ занимают примерно такую же долю в общем объеме поступлений в госказну, их повышение может гораздо значительнее повлиять на население и предприятия. Повышение же НДС будет не столь заметно для конечного потребителя. При этом рост ставки НДС, скажем, до 20% позволит увеличить поступления от этого налога примерно на 10%”, — объясняет действия правительства аналитик “Инвесткафе” Антон Сафонов. Однако МСБ от этого не легче, хотя большинство малых предпринимателей планы властей не затронут. Те, кто использует “вмененку” и “упрощенку”, от уплаты НДС освобождены.
Но НДС платят 13,5% предприятий, занятых в малом бизнесе, и для них предполагаемое повышение налога на 1,6% будет весьма болезненным. К тому же эти предприятия занимаются производством и используют обычную систему бухгалтерского учета. “Дело в том, что НДС — это налог, который призван стимулировать внешнеэкономическую деятельность, тогда как продукция наших компаний в основном ориентирована на внутренний рынок. На Западе, например, делают по-другому — там повышают НДС и одновременно значительно снижают налоговую нагрузку на фонд оплаты труда. Повышение НДС для западных компаний не так болезненно, так как экспортоориентированным компаниям этот налог возвращается, а снижение налога на ФОТ делает их более конкурентными”, — сокрушается вице-президент “Опоры России” Владислав Корочкин. Он удивляется, почему в России все происходит одновременно — повышается и НДС, и ЕСН. Такие шаги приведут к росту теневой экономики.
С этой точкой зрения соглашается и вице-президент ВТБ24 Надежда Карисалова: “Субъекты малого бизнеса, использующие общепринятую систему бухгалтерского учета, будут занижать выручку или завышать входящую стоимость товара через фирмы-“прокладки”, так как, вы понимаете, НДС рассчитывается исходя из разницы выручки и прихода. Все это будет делаться, чтобы снизить маржу, чтобы, соответственно, меньше оплатить НДС. Или, как вариант, переходить на вмененку и упрощенку”. Повышение издержек резко снизит конкурентоспособность малого бизнеса. В результате часть бизнеса просто не выдержит такой нагрузки и закроется. На их место придут либо более сильные конкуренты, у которых будет резерв для роста, либо крупные сети. В итоге сузятся возможности выбора у потребителя. В качестве альтернативы возможно более мягкое повышение страховых взносов. Например, стоило продлить этот процесс еще на два-три года.
“Как показывает практика, повышение налоговых сборов в бюджет происходит от обратных мер — при понижении налоговых ставок. В результате таких мер бизнес видит выгоду в легальном существовании и выходит из “тени”. Повышение налогов, напротив, заставляет бизнес искать “лазейки” для снижения налоговой нагрузки”, — говорит ведущий эксперт инжиниринговой компании ИК 2К Сергей Воскресенский. Конечно, планы Минфина могут и не претвориться в реальность, поскольку у бизнеса есть хороший союзник в лице министра экономического развития РФ Эльвиры Набиуллиной. Она уже заявила, что повышение налогов, в том числе НДС, тупиковый вариант, и необходимо увеличивать эффективность расходов. Сложно сказать, чья точка зрения возобладает, но эксперты единодушны в том, что повышение налогов губительно для бизнеса, тогда как сейчас оно уже превратилось в устойчивую тенденцию. Даже если повышение НДС малый бизнес переживет, то про увеличение ЕСН такое сказать нельзя.
“Конечно, президент Дмитрий Медведев обещал послабления для малого бизнеса, который занимается производственной и социальной сферами. Однако точной классификации по отраслям для малого бизнеса не существует, поэтому как выполнять распоряжение президента, непонятно. К тому же для значительного числа субъектов малого бизнеса это все равно будет означать увеличение налоговой нагрузки, ведь до 2011 года ставка ЕСН для индивидуальных предпринимателей и компаний, использующих упрощенную систему налогообложения, составляла 14%. В любом случае из-за роста налоговой нагрузки на бизнес российская экономика в наступающем году вряд ли получит дополнительный импульс к развитию”, — категоричен Николаев Игорь Алексеевич, директор департамента стратегического анализа ФБК.
Еще один важный вопрос: кто покажет точные цифры по факту сбора НДС? И будет это увеличение сбора по НДС связано с повышением налога или с ростом экономики и увеличением количества хозяйствующих субъектов? “Почему как мера повышения доходной части бюджета не рассматриваются меры по сокращению налогов на входе в бизнес, что принесет повышение сбора налогов при текущей деятельности бизнеса? Таких предложений очень много, и все они обоснованные”, — говорит Надежда Карисалова. Из-за решения властей многие предприятия рискуют разориться. Возможностей сохранения для бизнеса прежней рентабельности у предпринимателей немного. Не исключено, что часть небольших компаний попытается переложить увеличение страховых взносов на потребителей, то есть повысить цены. Однако данные меры вряд ли будут эффективны. Резко повысить цены малый бизнес не решится — крупные компании, которые уже сегодня платят страховые взносы в полной мере, цены повышать не будут. Что позволит им быстро вытеснить малый бизнес с завышенными ценами с рынка. “Мы всегда идем по пути наименьшего сопротивления. Конечно, легче всего, раз — и поднять НДС, ЕСН. Сбор отработан, повысь ставку — и все. А все другое, конечно, трудно, надо придумывать, как внедрять, следить, отлаживать. Но идти, я считаю, надо по трудному пути”, — резюмирует Карисалова.