Курящие знакомые, бывавшие за границей, уши прожужжали: дескать, сигареты одной и той же марки, купленные в наших киосках и за рубежом (или даже, скажем, в дьюти-фри), — совершенно разные. Что ж, мы будем, пожалуй, первыми, кто это проверит. Покупаем блок “Мальборо” в ближайшем к редакции табачном киоске и везем его на экспертизу вместе с другим, заранее приобретенным в дьюти-фри в одном из московских аэропортов. Кстати, выяснилось, что проводят такие исследования во всей нашей стране только в двух центрах. Один расположен в Москве, другой в Краснодаре. Первый — центр экспертизы и сертификации “Табак”, второй — Всероссийский научно-исследовательский институт табака и табачных изделий (ВНИИТТИ). При каждой крупной табачной фабрике, правда, есть свои лаборатории. Но в объективности их экспертизы можно усомниться — они-то как раз самые заинтересованные в благополучном исходе любого исследования. Так что направляюсь к столичным независимым экспертам.
Первым делом специалисты осматривают блоки и пачки сигарет. Те, что выпущены в России, полностью соответствуют требованиям техрегламента — черная рамка, предупреждающие надписи и т.д. Швейцарские “Мальборо” (они, кстати, с пометкой “медиум”) всего этого не содержат и даже не имеют наклейки с надписями на русском языке. Между прочим, отсутствие оной считается нарушением, раз сигареты продавались на территории России. Но это, собственно, мелочь. Главное, в конце концов, “начинка”, а не упаковка.
Эксперты разрешают мне самой сделать анализ — под их чутким руководством, разумеется. Но это дело не одного дня. Для начала помещаем наши сигареты в камеру-кондиционер на 48 часов, где поддерживаются определенные климатические условия. Это нужно для того, чтобы экспертиза была предельно точной, ведь в камере выравнивается влажность табачных изделий. Затем из 100 сигарет мы отбираем любые 40. Вот их-то и предстоит раскурить. Слава богу, не мне, а специальной курительной машине. Вставляем каждую сигарету в специальное гнездо и поджигаем. Машина пыхтит не хуже паровоза. Хорошо еще, что в лаборатории предусмотрена особая вытяжка, иначе здесь бы всегда стоял густой сизый туман и эксперты задохнулись бы.
Когда до фильтра остается совсем немного (длину окурка специально замеряют), сигареты гасим. Вытаскиваем из машины фильтр, который вставили туда до начала эксперимента. Он стал жуткого грязно-желтого цвета. И ведь вся эта гадость оседает у нас в легких! Фильтр мы опускаем в специальную колбу с экстрагирующим раствором, которую плотно закрываем. Ее, в свою очередь, помещаем на 20 минут в электрическое вибрационное устройство. Оно вытягивает из фильтра все смолы и прочие канцерогенные вещества. Ну и последний этап — набираем мутную жидкость в шприц и впрыскиваем в прибор под названием хроматограф. Через несколько минут он выдает нам результат.
Итак, в “Мальборо”, изготовленных в Швейцарии, никотина 0,6 мг/сиг., а в российских, произведенных в Ленинградской области, — 0,8 мг/сиг. Но и те и другие влезают в максимально допустимый уровень, который равен 1. Следующий показатель — смола.
— Здесь отечественные сигареты показали худший результат — 9 мг/сиг. против 8 швейцарских, — говорит замдиректора центра экспертизы Владимир Максимов. — Разница вроде небольшая — всего 1, да и предельно допустимый уровень (он равен 10 мг/сиг.) не превышает, но все равно неприятно. Тем более что смола — это сильнейшие канцерогенные вещества, которые раздражают ткани бронхов и легких и становятся первопричиной кашля и постоянных бронхитов у курильщиков.
Дальше смотрим содержание моноксида углерода СО (его называют еще угарным газом, и именно он повреждает в организме гемоглобин, который начинает утрачивать свою способность передавать кислород. Из-за этого большое число курильщиков мучаются постоянным кислородным голоданием). Кстати, его вообще определять в табаке стали относительно недавно благодаря новому техрегламенту. Документ установил его максимальный предел в размере 10 мг на сигарету. И все наши образцы в эту норму уложились. Но опять-таки в швейцарских СО — 7, а в питерских — 8.
Про вкусовые отличия даже говорить противно. Все дело в том, что разные компании используют разный табак. Российские, судя по всему, на сырье экономят. Но дать точную оценку сигаретам мы не можем — органолептические показатели определяют лишь краснодарские эксперты. А у московских для этого нет возможностей (специалиста, который бы согласился день напролет курить, нелегко найти).
Но главная проблема, как выясняется, совсем в другом. Прошел примерно год с тех пор, как отменили обязательную сертификацию табачных изделий в стране. И теперь сигареты достаточно просто задекларировать, придя в специальный орган. Так вот, независимую экспертизу проводят только в двух учреждениях, а декларации выдают больше чем в десяти. Как же так, ведь заявитель обязан по закону предоставить протоколы испытания! А вот тут-то и возникает смешная ситуация. Фабрики делают экспертизу прямо в собственных лабораториях, где, естественно, самые дерьмовые сигареты можно выдать за высший сорт. И уже на основании своих протоколов декларирует собственный же товар. А в федеральном законе на табачную продукцию четко сказано, что испытания должны быть проведены третьей стороной — независимой ни от производителя, ни от потребителя. Но недобросовестные органы по сертификации, где при регистрации деклараций о соответствии принимают в качестве доказательных материалов протоколы испытаний изготовителей табачной продукции, никто до сей поры ни разу не проверял...
Из достоверных источников нам стало известно, что в Ростехрегулирование поступило несколько жалоб, на основании которых якобы намерены провести масштабную проверку и выяснить, кто и как получил декларации. Но когда это будет и будет ли вообще? Меж тем за последний год ни Роспотребнадзор, ни прокуратура, ни другие заинтересованные ведомства опять-таки ни разу (!) не обратились к московским независимым экспертам с просьбой проверить качество хотя бы одной какой-нибудь партии сигарет. Хотя еще пару лет назад такие проверки здесь проводили десятками и, бывало, находили некачественный товар, который потом компетентные органы утилизировали.
А еще сегодня активно практикуется вид мошенничества, когда сигары выдаются за сигариллы. Касается это тех табачных изделий, что ввозят в Россию из-за рубежа. Чтобы их можно было доставить, на них тоже нужна декларация. А перед этим изделия обвязаны пройти тест на ширину изделия. Такую экспертизу не делают (ведь в этих лабораториях даже нет для этого оборудования), и в итоге почти всем сигарам обманным путем присваивается имя сигарилл. Зачем? Да проще простого: на них таможенные пошлины намного меньше.
— Другая проблема касается подтверждения соответствия табачной продукции требованиям Технического регламента, — говорит Максимов. — Законом предусмотрен государственный надзор за сигаретами, которые уже допущены к реализации. Но все это, к сожалению, не работает. И получается, что сигареты конкретной марки проходят проверку всего 1 раз в 5 лет. Ведь испытания проводят только при принятии декларации, а она действует как раз 5 лет. А кто может гарантировать, что эти самые сигареты уже через год не будут плохого качества?!
Кому прикурить не дадут
Не знаю, как вам, но мне порой кажется, что запах сигаретного дыма сопровождает меня повсюду и что сегодня в России от него не спрятаться. Ведь курят много и везде — у входа в метро, на вокзале, в кафе, в фойе кинотеатра, в тамбуре электрички и т.д. и т.п. Однако чиновники уверяют, что все это скоро закончится.
— В первом квартале 2011-го мы внесем в Госдуму законопроект, который строжайше запрещает курение в общественных местах, — говорит помощник министра здравоохранения и социального развития РФ Софья Малявина. — Мы не сомневаемся, что он будет принят. И тогда нельзя будет курить ни на стадионах, ни в парках, ни в скверах, ни в точках общепита. Надеемся, что благодаря новому закону исчезнут комнаты-курилки, которые есть сегодня во многих административных, образовательных и социальных учреждениях. Кроме этого будет подготовлен еще ряд законопроектов, ужесточающих борьбу с курением. Но мы будем идти в этом направлении постепенно, чтобы не вызвать у общества шок. В целом же все новшества будут вводить в нашу жизнь нормы, которые давно приняты в европейских странах. К примеру, запрет на курение рядом с входами в здания.
По словам Софьи, самый “приятный” сюрприз ждет курильщиков уже в начале года. На пачках сигарет будут размещаться картинки с изображениями пораженных раком легких, сосудами после инсульта, с лицами детей, задыхающихся от дыма... Причем для этого даже не потребуется принятие какого-то специального нормативного акта. Право один раз в год менять требования к оформлению пачек табачной продукции у министерства есть. Так вот, оно уже окончательно решило заменить надписи рисунками. Причем они по размеру будут даже больше, чем появившиеся в этом году черные рамки. Сейчас специальная комиссия приступила к рассмотрению вариантов пугающих изображений. А создает их целая бригада художников, фотографов, дизайнеров и компьютерщиков. Они, между прочим, обещают поразить россиян своим творчеством. Одновременно медики и общественники намерены удивить своими предложениями.
— Мы хотели бы, чтобы в России на законодательном уровне было запрещено курить врачам, учителям и социальным работникам, — говорят в Лиге здоровья. — И тогда пойманного на месте преступления с сигаретой во рту педагога можно будет дисквалифицировать. То же касается руководителей органов власти. Не секрет ведь, что многие россияне равняются на них. Так вот пусть курящие депутаты, члены правительства и т.д. подадут пример и одними из первых откажутся от табака.
А еще предлагается значительно увеличить стоимость сигарет. Авторы идеи убеждены: курящие россияне должны-де вносить большую лепту в бюджет, чем те, кто ведет здоровый образ жизни. А дабы у потребителей не возникал соблазн лишний раз приобрести пачку сигарет, их будут продавать в “специально отведенных торговых местах”. Предполагается также, что в будущем будут введены ограничения по метражу магазинов — маленьким точкам запретят реализовывать табачные изделия. И тогда россиянам придется побегать в поисках места, где им за бешеные деньги продадут вожделенную пачку. Может, одно это сразу отобьет охоту лишний раз затянуться.
Но даже это еще не все. Предполагается, что в РФ рекламы табака к 2012 году не будет вообще. Ни в метро, ни в журналах, ни в газетах.
— Самое удивительное, что даже без всех новшеств сегодня в России достаточно ограничений, которые никто не исполняет, — уверяет московский юрист и кредитный брокер Денис Шевчук. — Согласно Федеральному закону “Об ограничении курения табака”, менее чем в 100 метрах от границ территорий образовательных учреждений запрещается розничная продажа табачных изделий. И за нарушение этого требования грозит штраф с конфискацией товара. Но лично я знаю минимум десять точек, которые расположены в этой зоне. Выход тут один — надо жаловаться в Роспотребнадзор (РПН), прокуратуру, УВД, администрацию. Причем можно даже в электронном виде. Идемте дальше. Курение в подъезде жилого дома нарушает СанПин. Об этом, правда, сказано не в лоб. В документе говорится, что не допускается использование жилого помещения для целей, не предусмотренных проектной документацией, и использование веществ, загрязняющих воздух. Подъезды явно не приспособлены для курения, и в том, что оно портит воздух, тоже сомнений нет. Так что смело жалуйтесь на курящих соседей все в те же инстанции.
Нарушителей обязаны оштрафовать. Ну и целый “букет” законов нарушают те, кто курит во время работы. К примеру, шофер маршрутки. В законе черным по белому сказано, что запрещается курение табака на рабочих местах, в городском и пригородном транспорте. К сведению, это влечет наложение административного штрафа в размере от одной тысячи до пяти тысяч рублей. А если правонарушитель был пойман за своим “грязным” делом дважды, то его можно дисквалифицировать на срок от одного года до трех лет. И вообще все автолюбители, курящие во время езды, тоже нарушают СанПин.
Однако сколько вы знаете курящих водителей, соседей и коллег, которые были хоть раз оштрафованы? Ни в одном из московских отделений милиции, равно как и в Роспотребнадзоре, не припомнили такого случая. В чем же дело? Оказывается, люди не жалуются. Страдают от сизого дыма, который рядом с ними пускают, и молчат. То ли не знают, что могут привлечь к ответственности курильщиков, то ли стесняются… А скорее всего, дело в другом — слишком привычно для них это стало. К тому же в каждой российской семье есть хоть один курильщик. И наезжать на чужака, который закурил рядом с тобой, значит косвенно обидеть своего, родного...
— В любом случае без изменения менталитета не обойтись, — говорит Шевчук. — Иначе сколько ни принимай законов, россияне будут покрывать курильщиков. Кроме того, сотрудники российских правоохранительных органов до сих пор не получили установку от своего руководства задерживать курящих в запрещенных местах. А все опять же потому, что многие генералы сами пыхтят как паровозы...