С лета цена авиатоплива поднялась почти на 8%, достигнув к настоящему моменту отметки в 19,4 тысячи рублей за тонну. В последний раз так дорого керосин стоил летом 2008 года, на пике мировых цен на нефть. Растет нефть и сейчас, хотя до вершин двухлетней давности далеко. В июле 2008 года баррель нефти стоил $147, а сейчас стоит у порога в $90. Однако дополнительным фактором подорожания является сезонная переориентация НПЗ с производства керосина на выпуск зимнего дизельного топлива и, как следствие, уменьшение предложения керосина на рынке.
Крупнейшие российские перевозчики уже сообщили о том, что не исключают возможность повышения топливных сборов. Эксперты считают, что как только один из перевозчиков повысит цены на билеты, то же сделают и другие. Тем более спрос на туристические авиаперевозки восстанавливается.
Кроме того, цены на авиабилеты может увеличить и другой фактор: рост стоимости навигационного обслуживания для авиаперевозчиков. По словам управляющего директора “Авиановы” Эндрю Пайна, за несколько месяцев ставки повысились на 25%, причем на качестве аэронавигационного сервиса это не сказалось.
В Росавиации корреспонденту “МК” сообщили, что ведомство повлиять на эту ситуацию никак не может. “Все вопросы по возможному росту цен на билеты должны быть адресованы производителям авиатоплива”, — пояснили в пресс-службе агентства.
Впрочем, повышать топливные сборы пока не собираются перевозчики-дискаунтеры. Они попытаются компенсировать рост себестоимости за счет туроператоров. По подсчетам экспертов, для туроператоров цена перевозки может вырасти на 0,7—1%. Правда, скорее всего подорожают туристические услуги уже к следующему летнему сезону, поскольку контракты на зимний сезон уже подписаны.
К тому же в дело может вмешаться Федеральная антимонопольная служба (ФАС). В 2008—2009 годах она уже обвиняла нефтяников в картельном сговоре и в необоснованном завышении цен. Служба провела расследование ценообразования на рынке авиатоплива и пришла к выводу, что керосин в российских аэропортах должен был стоить на 30—40% дешевле. Однако тогда нефтяные компании с этим не согласились. Как сейчас отреагирует антимонопольное ведомство, пока неясно, связаться с курирующим это направление замглавы службы Анатолием Голомолзиным не удалось.
Два года назад резкий рост цены на авиатопливо привел к банкротству AiRUnion и авиакомпании “КД авиа”. Сейчас эксперты не прогнозируют банкротств на авиарынке. Однако они предупреждают, что из более чем десяти составляющих стоимости билетов цена топлива является основной.