“К сожалению, предприниматели неохотно обращаются в департамент за получением субсидий. Поэтому сегодня очень важно обсудить этот вопрос, выслушать предложения от представителей бизнеса о том, как улучшить ситуацию с субсидиями”, — подчеркнул Власов. Он напомнил, что в городе можно воспользоваться 11 видами бесплатных субсидий по принципу софинансирования в размере 50 на 50. При этом максимальный срок для решения вопроса выдачи субсидий с момента подачи заявки до составления окончательного договора не должен превышать 50 календарных дней. “Нарушение срока — это повод для подачи жалобы в департамент”, — пояснил Власов. По его словам, в ЦАО не самая плохая ситуация с получением субсидий. Из 25 плановых субсидий для начинающих малых предпринимателей выбрано 16, из 7 субсидий на приоритетные проекты (объем 2,5 млн. руб.) реализовано 6, по компенсации процентной ставки по кредитам из 5 проектов реализовано 2.
Хуже обстоят дела с компенсацией затрат на присоединение к энергетическим и инженерным сетям (из 8 не выбрана ни одна), по лизингу (также ни одной), на сертификацию продукции (из 8 — только 4). Касаясь субсидии на компенсацию затрат на энергоприсоединение, чиновник не исключил, что, возможно, в следующем году ее придется отменить из-за стопроцентной невостребованности со стороны бизнеса. В ЦАО зарегистрировано большое количество малых предприятий, поэтому интерес к получению субсидий мог бы быть более высоким, считает Власов. Затем он терпеливо ответил на вопросы бизнесменов.
Самыми активными в дискуссии оказались представители производственного и инновационного малого бизнеса. В частности, владелец малой инновационной компании предложил ввести субсидию на государственное страхование. Такой подход, по его мнению, мог бы повысить интерес заказчиков к инновационной продукции, так как они получат компенсацию в случае невыполнения заказа. Власов пояснил, что сегодня субсидии в больших объемах для инновационного бизнеса выделяются на закупку основных средств, связано это с необходимостью застраховать бюджетные риски от невозврата субсидий в бюджет в виде налогов. В случае с закупкой основных средств город может вернуть деньги в бюджет за счет реализации основных средств предприятия–банкрота. Поэтому по крупным проектам тратить субсидии на гарантии заказчикам не получится. Как считает Власов, лучше для гарантий заказчикам использовать другую схему — воспользоваться кредитом в банке под поручительство Фонда содействия кредитованию малого бизнеса Москвы, который берет плату за свое поручительство за 50% от общего объема кредита перед банками в размере 1,75% стоимости поручительства. Но 90% этой стоимости компенсирует город. Кроме того, можно воспользоваться субсидией на возмещение части процентной ставки по кредитам.
Несколько владельцев малых производственных компаний пожаловались на дефицит площадей в округе. В результате фирмы, зарегистрированные в ЦАО, вынуждены арендовать или выкупать производственное помещение в ближайшем Подмосковье. “В этой ситуации получить субсидии невозможно, так как юридически компания работает в Москве, но фактически платит налоги на землю и недвижимость соседнему субъекту РФ”, — ответил Власов.
Совладелица сети стоматологических клиник, уже получившая субсидию на приоритетные проекты в объеме 2,5 млн. рублей, выразила желание получить ее и во второй раз. В ответ Власов напомнил, что субсидия может выдаваться только один раз. Тем не менее он считает, что есть смысл рассмотреть вопрос с другой позиции. Например, первый раз давать субсидию малому предприятию, но позже, по мере роста бизнеса, можно выдавать еще одну субсидию уже средней компании.