Третий удар молотка: “продано” — объявляет аукционист. И счастливчик, назначивший большую цену, уносит… Ну, впрочем, что он уносит, это его дело.
А вот предприниматели, пришедшие на первые торги Аукционного дома малого бизнеса, смогли практически по дешевке купить право аренды нежилых помещений размером от 17 до 40 кв. м, принадлежавшие коммерческим структурам.
До этого момента аукционы, на которые выставлялась недвижимость, проводил только СГУП по продаже имущества города Москвы, и то это были помещения, которые принадлежали городу. Идея московского Аукционного дома малого бизнеса (АДМБ) не уникальна. Аналогичная площадка создана и работает в Санкт-Петербурге. В столице Аукционный дом был создан в сентябре 2010 года для того, чтобы собрать на одной торговой площадке представителей малого и среднего предпринимательства, которые смогут продавать и покупать движимое и недвижимое имущество, в том числе оборудование, механизмы, оргтехнику и транспортные средства.
На первый аукцион АДМБ представил 81 лот: нежилые помещения для продажи и сдачи в аренду. Стартовые цены аренды предложенной недвижимости колеблются от 155 руб. до 1550 руб. за кв. м в месяц. Средняя цена продажи одного квадратного метра составляет 81 700 руб. Правда, торги состоялись только по 4 лотам.
Несмотря на заметный интерес предпринимателей к новому механизму аренды и покупки помещений (в зале, где проводились торги, собралось большое количество “зрителей”), реального соперничества за арендуемые комнаты так и не произошло, все помещения были отданы предпринимателям по номинальной цене.
“Сегодня мы переживаем исторический момент, — отмечает Андрей Ликефет, генеральный директор Аукционного дома малого бизнеса, — сегодня закон пришел в сделки с коммерческой недвижимостью”. И действительно, просто так в Аукционный дом не попасть. Список документов, необходимых для участия в торгах, кстати говоря, достаточно внушительный, полностью соответствует требованиям законного оформления сделки купли-продажи. Ни одного “лишнего” документа приносить не надо, но и меньше заявленных требований никак нельзя. Аукционный дом несет ответственность за полноту собранной и представленной покупателю документации по объекту, а потому только добросовестный собственник, налогоплательщик и уж точно “не должник” сможет реализовывать свое имущество через Аукционный дом.
А что же сами предприниматели? Для участия в торгах в качестве покупателя необходимо также представить официальные документы организации и внести залог. Причем и здесь деятельность Аукционного дома вполне прозрачна, ведь залог, вносимый участниками, отправляется на банковский счет.
“Вам нравится этот объект, вы заинтересованы, пожалуйста, вносите залог, — объясняет механизм работы Аукционного дома Андрей Ликефет. — Таким образом, получается, что сюда придут только те физические или юридические лица, которые имеют деньги на заинтересовавшие их объекты”.
Внесенный залог не пропадает, в случае продажи лота сумма залога учитывается при оплате покупки. Если же лот так и не был никому продан, залог возвращается.
12 новых лотов ждут следующего аукциона, назначенного на 25 ноября 2010 года. Это тоже будут объекты недвижимости. Однако организаторы аукциона заявили, что уже поступают предложения о продаже готового бизнеса. Информация о проведении торгов в Аукционном доме МБ и предлагаемых лотах опубликована на сайте www.auction-house.org.
По словам директора Аукционного дома, сейчас все лоты очень хорошие, но представляют не все сегменты рынка. Поэтому на следующих торгах будут различия и по географии объекта, и по его состоянию. Можно будет подобрать помещение как в старом, так и в новом здании, в спальных районах или в центре столицы.
За одни торги можно реализовать не более 15—20 лотов, поэтому можно надеяться, что предпринимателям предложат только востребованный товар. В следующем году такие аукционы, по словам организаторов, будут проходить еженедельно.
Подводя итоги торгов, исполняющий обязанности руководителя Департамента поддержки и развития малого и среднего предпринимательства г. Москвы Михаил Вышегородцев сообщил: “Я доволен, что первые торги Аукционного дома состоялись. Когда мы открывали Аукционный дом, я был готов к любым результатам”. Руководитель аукционного дома надеется, что со временем он займет весомое место на рынке предоставляемых услуг. “Если мы справимся с 15—17% рынка за год — этого будет достаточно, — заявил Андрей Ликефет. — Спешить здесь не надо. Эта услуга должна быть востребована самим обществом. Задача Аукционного дома — сделать так, чтобы это было интересно и продавцу, и покупателю”.