Камера окупится за двести лет
Энергопотребление в ЖКХ власти не случайно определили как одну из главных мишеней программы: эта “прожорливая” сфера съедает 30% энергии в стране. Причем половина ресурсов используется неэффективно, или, говоря проще, разбазаривается. В первую очередь в эти цифры заложены, конечно, и сумасшедшие потери в тепловых сетях, и утечки энергии из-за дряхлости котельных, и тому подобные коммунальные беды. Однако и бытовые приборы, которые использует население, тоже откусывают немалый кусок энергетического пирога. Главными врагами объявлены старые холодильники и стиральные машины.
— И действительно, ранее вся отечественная техника делалась по стандартам, которые предполагают повышенное энергопотребление, — рассказали “МК” в компании, производящей и поставляющей холодильники. — Устаревшие бытовые приборы потребляют примерно на 20% больше электроэнергии, чем современные отечественные. Однако и нынешние российские изделия нельзя назвать энергоэффективными.
По-настоящему энергоэффективные холодильники способны сэкономить половину потребляемой энергии (а самые продвинутые — и до 70%). Предположим, что замена одного холодильника принесет экономию 50 кВт.ч в год. Старых агрегатов в стране около 40 млн. Если их заменить, страна сможет сэкономить порядка 2 млрд. кВт.ч электроэнергии. То есть столько, сколько крупный энергоблок, сжигающий газ или уголь, вырабатывает за год. Заметим, что сооружение энергоблока обходится в среднем в районе полумиллиарда долларов...
Сколько же сэкономят потребители? Новую энергоэффективную технику можно приобрести минимум за 16—20 тыс. рублей. Выходит, сэкономив, скажем, 10—15 копеек на работе холодильника в час, потребитель окупит вложенные средства только по прошествии полутора десятков лет и более.
А если судить об общей сумме экономии, озвученной энергетиками, картина получается еще более удручающей. Предполагается, что потребители, заменившие старые холодильники на новые, будут экономить примерно $100 миллионов в год. На брата при этом придется совсем мало: хозяева квартиры, поменявшие холодильник, сберегут всего $2,5 доллара в год. А значит, окупаться техника будет минимум 212 лет!
Талдычить мало
Получается, подходить к замене холодильника с точки зрения экономии невыгодно — он не окупится. Речь здесь идет лишь о личном комфорте — новый современный холодильник, как ни крути, удобнее старого, советского.
Так что с учетом нынешних энерготарифов лозунги об экономии вряд ли сработают. Президент на последнем заседании комиссии по модернизации призвал региональных чиновников внушать по телевизору мысль о выгоде замены старых приборов, установки счетчиков и т.п. (Медведев назвал это так: “талдычить”). Но этого явно мало — нужны экономические стимулы, говорят эксперты.
Власти сейчас рассматривают возможность применить стандартные меры — скидки на покупку новой техники путем субсидирования или налоговые льготы для продавцов техники. Один из реальных вариантов — специальные программы по замене старых приборов на новые. Похоже на программу “наличные в обмен на драндулет”, невиданный успех которой чиновники даже не прогнозировали.
И мировой опыт есть: например, в Латинской Америке ряд крупных компаний — производителей бытовой техники провели несколько кампаний по замене устаревших холодильников на новые с “утилизационной” премией.
Однако эффект от программы может быть и нулевым — если продавцы бытовой техники предварительно поднимут на нее цены — как раз на величину компенсации.
Возможно и косвенное стимулирование населения — рост энерготарифов. Впрочем, этот процесс происходит и безотносительно отказа бытовой техники. Чиновники не скрывают, что Россия плавно движется к европейским стандартам, где расходы на коммуналку в бюджете семьи составляют порядка 450 евро в месяц. Московская семья пока в среднем отдает за жилищно-коммунальные услуги и электричество примерно 3500 рублей (около 100 евро). Другое дело, что зарплаты у нас совсем не европейские, да и Россия к тому же энергодобывающая страна. С учетом этого, как говорят специалисты, тарифы на энергоресурсы у нас и так завышены как минимум на 25%.
Ростом тарифов население, впрочем, пока не удается запугать — достаточно вспомнить историю с “лампочками Ильича”, которые выводит из обихода тот же закон об энергоэффективности. Напомним, что в этом году производство и продажа ламп накаливания мощностью 100 ватт запрещена. С будущего года — 75 ватт. Все, конечно, понимают доводы о том, что энергосберегающие лампы хоть и дороже, зато окупаются через год и приносят экономию. Однако в очередь за экономными лампами, как следует из “показаний” торговцев, население пока не становится. Все продолжают покупать лампочки накаливания по десять рублей. С менталитетом ничего, похоже, не поделаешь.
А в принципе программа все равно сработает — можно обойтись и без выделения средств. Мало какой холодильник или стиральная машинка способны прослужить более 20—30 лет.
От A до G
Как приучить потребителей к энергосберегающей технике, государство еще толком не придумало, однако уже вовсю вводит обязательную маркировку техники. Под действие закона попадают холодильники, посудомоечные и стиральные машины, телевизоры, кондиционеры, электроплиты, микроволновые печи, электроотопительные и водонагревательные приборы, лампы и т.д. Перспектива уже успела вызвать переполох среди производителей и поставщиков техники, суливших угрозу дефицита.
Новое требование вступает в силу со следующего года: начнет действовать положение закона об энергосбережении, обязывающее наносить на бытовые электроприборы маркировку в соответствии с классом энергоэффективности. Эта мера, как предполагают законодатели, может подтолкнуть покупателя выбрать менее “прожорливый” пылесос или тот же холодильник.
Как распознать энергоэффективную технику в магазине? Нужно будет ориентироваться на специальную наклейку с обозначением класса энергосбережения (от A до G), которой сейчас снабжено большинство западной техники. К классу А относятся наиболее экономичные приборы, к классу G — наименее экономичные. Современный холодильник класса А потребляет на 50—70% меньше электроэнергии, чем его допотопный собрат категории G. Вот как раз этот класс А и хочет до 2020 года увидеть в наших квартирах правительство, написавшее вышеупомянутую госпрограмму энергосбережения.
Кроме класса на электроприборе должно быть указано и годовое потребление электричества.
Ассоциация торговых компаний и товаропроизводителей электробытовой и компьютерной техники приняла новшество в штыки, обещая рост цен на продукцию и дефицит. Дело в том, что, по первоначальной задумке чиновников, класс бытовой технике должны присваивать специальные лаборатории. Которых в России попросту нет. После отповеди авторы инициативы одумались: по новым правилам право определять класс энергоэффективности товара получили производители и импортеры. Однако остальные проблемы так и остались нерешенными — и участники рынка продолжают сулить после Нового года дефицит бытовой техники, подлежащей маркировке, и его ценовые последствия. Дело в том, что методики для определения класса энергоэффективности так и не были разработаны. То есть ни у производителей, ни у импортеров нет понимания того, по каким правилам будет маркироваться бытовая техника и как именно проводить испытания. Кроме того, заявленный правительством курс на гармонизацию с европейскими стандартами в сфере энергосбережения так и не нашел отражения в приказах Минпромторга. Таким образом, если до Нового года чиновники не прояснят этот вопрос, ожидается неразбериха по образу и подобию другого печально известного подарка россиянам — введения “алкогольной” ЕГАИС.