В докладе, посвященном контролю за госзакупками, Антонов назвал основные нарушения в этой сфере, в частности “синдром четвертого квартала” — “Все мы знаем, как исполняется бюджет”, — посетовал он участникам конференции. Из-за того, что деньги из центра поступают слишком поздно, под конец года то и дело появляются конкурсы, где исполнителям предлагается за 2—3 дня сделать серьезный проект, отметил высокопоставленный аудитор. По данным Счетной палаты, в прошлом году неосвоенными остались 277,5 млрд. бюджетных рублей — в том числе из-за позднего финансирования.
Но нечего пенять только на неповоротливость распорядителей российской казны. На местах тоже полно “кривых рож”. Порой в бюджетных учреждениях “адекватно не понимают, как связаны цели и задачи их существования и госзакупки”, подчеркнул Антонов. Видимо, второе часто путается с первым.
Анализ выполнения бюджетных посланий президента в сфере реформы бюджетных учреждений, например в части оказания ими платных услуг, показал, что в 2008—2009 годах они выполнялись неудовлетворительно, а зачастую игнорировались, продолжил представитель СП. Меж тем в 2009 году объемы внебюджетных доходов по многим учреждениям как минимум не упали, а кое-где и выросли. При этом больше всего коммерческих доходов у тех ведомств, которые осуществляют контроль и надзор, бьет тревогу Антонов. Например, уровень софинансирования за счет внебюджетной деятельности в 2009 году в Ростехнадзоре составил 40,3% (2,8 млрд. руб.), в Россельхознадзоре — 37,7% (4 млрд. руб.), Росгидромете 29,8% (3,9 млрд. руб.). Это еще “в среднем по больнице” — в том же Россельхознадзоре есть учреждения, зарабатывающие в 70 раз больше, чем получают из бюджета. И это прекрасно, если бы внебюджетные доходы не утекали мимо системы госзаказа — их конторы тратят по собственному усмотрению без всяких конкурсов, отмечалось в докладе. Аудитор резюмирует — многие бюджетные структуры мутируют в коммерческие и концентрируются только на получении прибыли. Кроме того, ряд органов исполнительной власти тоже получают неплохую выручку за счет оказания платных услуг. При этом стоимость услуг берется “с потолка”. Счетная палата указывает, что эти факторы порождают коррупционные риски.