Деловой сентябрь
Объем предложения на рынке аренды коммерческой недвижимости Москвы в сентябре по сравнению с августом вырос на 10% по общей площади и на 9% по количеству сдаваемых в аренду помещений, говорится в отчете консалтинговой компании RRG. Всего в сентябре экспонировалось 3,537 тыс. объектов общей площадью 3,237 млн. кв. м, уточняется в исследовании. Так, в сегменте торговой недвижимости столицы в сентябре продолжилось сокращение уровня вакантных площадей: по сравнению с августом площадь предложения снизилась на 12%, а за год (с сентября 2009 года) — на 31%. Средняя ставка аренды по торговым объектам внутри Садового кольца в сентябре по сравнению с августом выросла на 3% и составила $1,544 тыс. за квадратный метр в год. Средняя ставка аренды по торговым объектам за пределами Садового кольца в сентябре осталась на уровне августа и составила $667 за квадратный метр в год, уточняют эксперты.
Что касается офисного сегмента, то в центре Москвы предложение офисов в аренду сократилось “весьма ощутимо”: суммарный объем вакантных площадей оказался на 10% меньше, чем в последний месяц лета, и на 22% меньше, чем год назад. “Однако рост спроса вовсе не привел к росту цен в данном сегменте. Средняя ставка по офисной недвижимости в пределах Садового кольца в сентябре выросла на 2% и составила $642 за квадратный метр в год”, — говорится в отчете. За пределами Садового кольца аренда офисов подорожала менее чем на 1% — до $412 за квадратный метр в год. Цены топчутся на месте неспроста. Ведь в течение шести месяцев этого года на рынок столицы вышло 355 тыс. кв. м офисных помещений.
Вместе с тем средняя арендная ставка производственно-складской недвижимости в сентябре выросла на 3% — до $176 за “квадрат” в год и достигла уровня сентября прошлого года, заключают аналитики.
Офисы
В офисном сегменте в настоящий момент до сих пор доминирует арендатор, что объясняется высокой степенью вакантных помещений, считает директор департамента аналитики Colliers International Татьяна Калюжнова. Сегодняшний средний показатель вакантных площадей составляет, по подсчетам Cushman & Wakefield, 18,5% в классе A и 16,5% в классе B. Для сравнения: до кризиса этот показатель составлял не более 5—7% для разных классов бизнес-центров. Значит, предложений на выбор у арендаторов сегодня более чем достаточно.
В то же время если это касается продления офисных договоров аренды, то собственники демонстрируют желание договориться и не рискуют запрашивать увеличение ставки. Скорее упор делается на удержание арендаторов. С другой стороны, учащаются попытки собственников предусмотреть гибкость, читай — пересмотр ставки через два-три года, что может быть откровенной ловушкой для арендатора. “Сейчас задача у арендодателей удержать арендаторов, через два-три года на фоне дефицита площадей собственники будут значительно увеличивать ставки”, — уверены аналитики.
Ставки остаются привлекательными, и однозначная рекомендация для арендаторов — заключать сделки сейчас. Это также касается арендаторов, у которых договор заканчивается через 12—24 месяца. Если компания хочет оставаться в существующем здании, то лучше прийти к собственнику и продлить договор на новый срок уже сейчас, так как в 2012 году это будет заметно дороже.
Специалисты не прогнозируют существенных изменений на рынке до конца года — ни по уровню вакансий, ни по арендным ставкам.
Склады
Заметно менее востребованным и популярным является сегмент складской недвижимости. Это и понятно, ведь далеко не у всех фирм есть продукция, которую нужно складировать в больших количествах, а для компаний, оказывающих услуги, и вовсе достаточно маленького офиса. Но в любом случае складской сегмент является самостоятельным и сформировавшимся сектором, и он так же, как и офисный, в настоящее время представляет собой рынок арендатора.
“По итогам первого полугодия 2010 года уровень свободных помещений составил около 11,7%. В связи с этим арендодатели пока не диктуют свои условия арендаторам. Только в отдельных случаях по отдельным складским комплексам, где в настоящее время практически не осталось свободных помещений”, — отметила Калюжнова.
При этом можно предположить, что влияние арендаторов будет немного снижаться. Директор департамента инвестиций и продаж Knight Frank Евгений Семенов не прогнозирует в этом году ввода ни одного крупного проекта на рынке складской недвижимости.
Говоря о складском секторе, специалисты обращают внимание на то, что на нем готовых комплексов класса А без арендаторов осталось не так много, поэтому и ставки аренды на качественные склады также растут.
В настоящий момент запрашиваемые ставки стабилизировались на уровне $100—110 за метр в год, однако, учитывая снижение уровня вакансий по сравнению с прошлым годом, собственники реже соглашаются на скидки, особенно по тем складским комплексам, где мало свободных помещений. Кроме того, увеличивается срок договоров аренды: если в 2009 году были распространены краткосрочные соглашения, то сейчас минимальный срок аренды — 5 лет. Арендаторы стали готовы к долгосрочным договорам аренды.
Торговые помещения
В сегменте торговых комплексов, напротив, наметился вектор в сторону рынка арендодателя. То время, когда сегмент торговых комплексов представлял собой рынок арендатора, прошло, считают эксперты, и причин тому несколько. Во-первых, обеспеченность жителей Москвы качественными торговыми центрами существенно ниже, чем, например, в Санкт-Петербурге. Во-вторых, количество интересных с точки зрения расположения и концепции ТЦ, где есть свободные площади, в столице невелико. А в-третьих, на фоне стабилизации экономики ритейлеры возобновили свое развитие.
Все это привело к сокращению уровня вакантных площадей с 15% в середине 2009 года до 5—8% в середине 2010 года и к увеличению листов ожидания по наиболее привлекательным торговым центрам.
Арендодатели все чаще идут навстречу своим клиентам и предоставляют возможность операторам платить минимальную фиксированную ставку плюс процент с оборота. Например, если раньше они платили, скажем, $500 за 1 кв. м в год, то теперь это 5% прибыли и фиксированная плата, не превышающая $150 за 1 кв. м в год. Обе стороны от этого выигрывают: ритейлер сокращает расходы на аренду, а владельцу центра ничего не остается делать, как уделять больше внимания продвижению своего объекта на рынке.
“На этом рынке не следует ожидать каких-то существенных изменений до конца года. Однако в будущем продолжающееся сокращение вакантных площадей в ТЦ Москвы приведет к увеличению листов ожиданий и стремлению собственников зданий выбирать более надежных арендаторов”, — заключила Татьяна Калюжнова.