Любимчики, на выход

Владельцы ларьков недовольны “вкусовыми предпочтениями” префектур

“МБ” побывал на заседании Общественно-экспертного совета по малому и среднему предпринимательству при мэре и правительстве Москвы (ОЭС), где обсуждались вопросы размещения и проблемы нестационарных мелкорозничных объектов в Москве.

Владельцы ларьков недовольны “вкусовыми предпочтениями” префектур

Каждый день мы сталкиваемся с нестационарными объектами мелкорозничной торговли. Под этим сложным названием скрываются ларьки, где мы покупаем сигареты, магазинчики с цветами, палатки с овощами и фруктами и даже продавцы газет у метро, так называемые “ручники”. Палатки и киоски обеспечивают нас хлебом, колбасой и конфетами, хот-догами, шаурмой и пивом. Они же обеспечивают работой многих москвичей и гостей столицы. Покупая цветы или овощи, мы не задумываемся, почему один предприниматель работает здесь изо дня в день, а киоск за углом, еще вчера успешно работавший, закрыт или вообще убран.

В Москве работает 25 тысяч нестационарных объектов мелкорозничной торговли, из них 25% располагаются на “красных линиях”, газонах и тротуарах. По данным Департамента потребительского рынка и услуг г. Москвы, за 2010 год сеть мелкорозничной торговли увеличилась на 764 единицы. Только в октябре этого года дополнительно внесено 477 адресов на размещение объектов мелкорозничной торговли, которые будут выставлены на конкурсы в префектурах города.

Казалось бы, какие проблемы? Участвуй в конкурсе, выигрывай место и занимайся бизнесом. И вот тут начинается самое интересное. Как оказалось, во всех 10 административных округах Москвы разные требования к предпринимателям, желающим принять участие в конкурсе и занять место, выделенное под объект нестационарной розничной торговли, Предприниматели отмечают, что “особое внимание” уделяется оформлению документов, причем чаще не наличию лицензий и медицинских справок, а размеру шрифта и виду переплета “конкурсной документации”.

Бизнесмены жалуются, что отсутствует четкий регламент проведения конкурса. Префектуры обязаны сообщать о проведении конкурса на своем официальном сайте, однако отыскать подобную информацию предпринимателю бывает очень трудно, еще труднее попасть на заседание конкурсной комиссии и почти невозможно, получить протокол с решением заседания комиссии. Принятое же решение комиссии в префектуре часто объясняется “вкусовыми” предпочтениями. И все это происходит лишь потому, что на сегодняшний день префектуры г. Москвы имеют право самостоятельно определять регламент проведения конкурсов, порядок приема документов, а так же регламент отбора членов конкурсной комиссии. Все типовые документы касательно проведения конкурсов, подготовленные Департаментом потребительского рынка и услуг г. Москвы, носят лишь рекомендательный характер.

Но даже если случилось чудо и волею судеб предприниматель выиграл конкурс, то это все равно не дает ему право пролонгации договора через год. Соответственно, не факт, что в следующем году ларек, тонар или палатка этого предпринимателя будет располагаться на прежнем месте или вообще будет.

По словам Людмилы Логотской, исполнительного директора Лиги предпринимателей торговли г. Москвы, необходимо отменить конкурсы для добросовестных, соблюдающих все требования, давно работающих на одном месте предпринимателей. Все выступающие в рамках заседания ОЭС так или иначе поддержали предложение г-жи Логотской.

Валентина Варфоломеева, заместитель руководителя Департамента потребительского рынка и услуг г. Москвы, успокоила собравшихся, сказав, что со дня на день должно выйти постановление правительства Москвы, в котором продлено действие конкурсов и схем размещения нестационарных объектов торговли на 2011 год без проведения конкурсов.

В то же время у жителей города возникает законный вопрос: почему закрывают киоски с хлебом или овощами и ставят подряд 3—4 тонара с курицей гриль и шаурмой?

Такое положение вещей создает неудобство не только для бизнеса, но и для рядовых москвичей, которые пользуются услугами торговцев. Не секрет, что хлеб в “хлебных палатках” чаще вкуснее, чем в магазинах, поэтому его и разбирают за 2-3 часа. А овощи — более качественные, потому что за “гнилью” в палатку второй раз никто не придет. Да и газету проще купить по дороге на работу. Мы привыкаем к людям, которые продают нам хлеб, овощи, газеты. Мы здороваемся и улыбаемся им, а они в свою очередь стараются помочь купить именно то, что нужно.

Сейчас управы выясняют согласно своим методикам обеспеченность и потребность в нестационарной торговле на своей территории. Методика — дело хорошее, но не надо забывать и мнение жителей столицы. Ведь только местное население может сказать, нужен им во дворе тонар с хлебом или нет.

Обсудили предприниматели и “ярмарки выходного дня”, которые изначально были призваны служить рынком сбыта для мелких отечественных сельхозпроизводителей, которые бы продавали доступную по ценам продукцию. Кто хоть раз был на такой ярмарке, видел, что в большинстве своем там торгуют не российские производители, цены сопоставимы с рыночными, да и большую часть продукции отечественной назвать сложно. По словам Александра Дударенко, главы старшины Общества купцов и промышленников, внутри бизнес-сообщества существует своя коррупция. Предприниматель выигрывает конкурс, но сам не работает, а просто перепродает место на ярмарке другому. Такая же ситуация и на рынках, где все места давно скуплены.

В это же время Елена Емельянова, президент Международной ассоциации “Система ММЦ”, заметила, что многие фермеры стремятся сдать свою продукцию в специализированные логистические центры и забыть о расфасовке доставке, хранении и торговле.

В России нестационарную торговлю регулирует Федеральный закон “Об основах госрегулирования торговой деятельности в РФ”, в соответствии с которым, Министерство торговли РФ должно разработать для всех субъектов порядок формирования схем размещения нестационарных объектов и методику их размещения. По словам Валентины Варфоламеевой, заместителя руководителя ДПРиУ г. Москвы, пока получен только порядок включения нестационарных торговых объектов, расположенных на земельных участках, в зданиях, строениях и сооружениях, находящихся в государственной собственности в схему размещения нестационарных торговых объектов. И в настоящее время готовится проект постановления правительства Москвы, который приведет работу объектов нестационароной торговли в Москве в соответствие с федеральным законодательством. Уже создана и трудится рабочая группа экспертов. И.о. руководителя Департамента поддержки и развития малого и среднего предпринимательства г. Москвы Михаил Вышегородцев предложил включить в состав таких рабочих групп представителей общественных объединений, входящих в состав ОЭС, и при разработке нормативных документов правительства Москвы принять активное участие в этой работе.

По итогам “горячего” обсуждения судьбы палаток и ларьков председатель Общественно-экспертного совета по малому и среднему предпринимательству при мэре и правительстве Москвы Александр Иоффе призвал предпринимательское сообщество выработать консолидированную и твердую позицию по этому вопросу: “Работать надо системно, избегая громких политических фраз и размахивания саблями и флажками”.

А “нестационарным” бизнесменам остается только надеяться, что в новом постановлении правительства, работать над которым планируется сообща, все же учтут мнение самих мелкорозничных торговцев и определят, как получить и сохранить за собой заветное место, дающее работу и заработок.

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру