Приказали себе выжить

Фермеров оставляют без чести и собственности

Умом Россию не понять. Еще вчера, обалдев от небывалой засухи, многим подмосковным крестьянам казалось, что жизнь кончена и им никогда больше не подняться на ноги. Картошка сгорела, коровы снизили надои, а расходы с лихвой превышают доходы. Но, очнувшись от жары и цепи сплошных неудач, они понимают, что жизнь продолжается и что героически преодолевать трудности — черта русского человека.

Фермеров оставляют без чести и собственности

— Шок после убранного урожая был большой: на круг получилось на 50—80% меньше, чем в прошлом году, — рассказал “МК” один из подмосковных фермеров. — Три месяца после такой скудной жатвы вообще ничего не делал, “забил”, и даже на свой страх и риск написал в налоговую заявление. Что так, мол, и так, работу временно замораживаю и платить налоги не буду. Не с чего…

Потом спокойно оценил ситуацию и понял, что не все так страшно, речи о разорении тем не менее нет. Хотя и нет денег на то, чтобы весной снова выйти в поле и проводить полевые работы. В общем, хозяйство на сегодняшний день без перспективы.

Все омрачается еще и тем, что собранный картофель мелкий и уже сейчас начинает активно прорастать. На еду-то пойдет за здорово живешь (фермер его оптом реализует по 9 руб. за килограмм), а вот до весны как семенной материал не дотянет.

— Буду брать кредит под 12% годовых, — говорит фермер. — И закупать семенной картофель, деваться некуда. Если правильно оформить бумаги, то банк мне вернет 30% от ставки рефинансирования. Это очень выгодно, с банком работаю не первый год.

В целом ситуация по картофелю в Москве и в Подмосковье несколько стабилизировалась, ажиотажа месячной давности уже нет. Но он обязательно появится — к новому году и дальше, к весне, килограмм “второго хлеба” будет стоить не меньше 150 рублей за килограмм. Российские производители просто выжидают.

— Сейчас на рынках есть крупный картофель — его представляют то тамбовским, то орловским, то липецким, — рассказывает фермер. — Но скорее всего он из Польши или Белоруссии, где не было пожаров. Закончится этот вброс, прилавки опустеют, и цены зимой резко полезут вверх.

Правда, эта светлая для любого производителя перспектива для подмосковных фермеров омрачается тем обстоятельством, что их картофель уродился нележкоспособным. С одной стороны, продавать его по 9 руб. за килограмм, когда в магазине он стоит 25, — себе в убыток. Но с другой — если его придержать до лучших, так сказать, времен, нет гарантии, что он не испортится — и его тогда вообще не продашь.

фото: Александр Корнющенко

В общем, сегодня вся работа областных крестьян переместилась в картофелехранилища, где они каждый день для придания товарного вида и продления жизни клубням удаляют с них картофельные ростки. А вот по поводу того, чтобы не платить налоги за период вынужденного бездействия, в налоговой пока молчат. Хотя такой жест доброй воли был бы хорошим новогодним бонусом для земледельцев. Много ли радости им принес нынешний сельхозгод?

* * *

В подмосковной крестьянской ассоциации “МК” заверили: случаев, чтобы фермер полностью разорился и пошел по миру, скорее всего не будет. Ведь за долгие годы земледелия он обязательно что-то построил, взрастил, прикупил техники — и куда теперь без нее? До гробовой доски будет копаться в своих грядках.

Хотя о гробовой доске, сообщили нам, фермерам лишний раз лучше не напоминать. Дело в том, что у большинства из них земля находится в пожизненном владении. По существующим законам ее без проблем можно перевести в собственность — и уже тогда передавать по наследству детям, внукам и правнукам.

Однако в области всего один прецедент такой счастливой передачи земли-кормилицы в собственность. Во всех остальных случаях районные власти настаивают на рассмотрении этого вопроса в суде. А вот там пока что ни одного прецедента в пользу фермера принято не было. Так, ступинский фермер Александр Тишкин, занимающийся животноводством, пятый раз подает свою просьбу в суд — и все безрезультатно.

Схожая ситуация и с теми, кто имеет землю в долгосрочной аренде. Ее культурно обрабатывают уже который год, денег в эти гектары вложено немерено. Но ведь по окончании срока аренды она, ухоженная, отойдет государству. Только от одной этой мысли фермеров по ночам душит жаба: за что они на грядках пот и кровь мешками проливают? Вопрос непраздный. В Луховицком районе один такой кусочек (площадью 300 га, между прочим) власть у фермера уже изымает. Хотя соседние поля давно поросли не то что бурьяном — лесом и там можно осваивать заготовку древесины. Но те поля почему-то неинтересны, нужна добротная пашня, под нее планируется создание агропарка. Его пример — другим фермерам наука. Чтобы спокойно спать и не думать о завтрашнем дне, необходимо оформлять землю в собственность, а это опять суд…

Интересуюсь: какое материальное вспоможение власти готовы предоставить фермерам после засухи? Отвечают, что вопрос до конца еще не решен. Но если кто и получит дотацию (вопрос будет приниматься по каждому персонально), то она составит… 80 рублей за гектар!

— Это ничто, даже не копейки, — уверены фермеры. — В гектары вложено столько труда, удобрений... Из дальних районов фермеры даже не будут обращаться за дотацией, больше проездишь денег на дорогу, чем получишь компенсацию. Ведь нужно собрать кучу разных документов, а потом побывать на нескольких комиссиях в Москве. Надейся только на собственные силы…

И то отрадно, что в битве за нынешний урожай наши крестьяне окрепли если не материально, то духовно. Где наша не пропадала!

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру