На “зов” еще вчера откликнулись около тысячи иностранных и отечественных бизнесменов. Заманиванием потенциальных инвесторов в нашу экономику наши чиновники занялись задолго до появления Владимира Путина. Особенно старался его заместитель Алексей Кудрин. Министр финансов в красках расписал посткризисные успехи. “Мы смогли пройти непростой период кризиса успешно и имеем очень прочную основу для устойчивости государственных финансов”, — поведал он. Население России опять доверяет банкам: на фоне роста вкладов их активы за 2,5 года выросли на 54%. Перестал утекать капитал: в ближайшие годы министр ожидает “стабильный приток”. Прямые иностранные инвестиции, по его прогнозу, в этом году превысят 40 млрд. долларов, а в 2011—2012 годах составят более 50 млрд.
На этом поток оптимизма не иссяк. Инфляция, по Кудрину, в этом году окажется “самой небольшой с 1992 года — не более 8%” (а в ближайшие годы упадет и до 5%). При этом экономика, обещал он, будет расти в ближайшие годы на 4%.
Ложку дегтя в бочку меда добавил помощник президента Аркадий Дворкович. Он напомнил про засуху, которая снизила ожидаемые показатели, и заявил, что озвученный министром рост ВВП “не может быть устойчивым”. Чтобы это стало возможным, по его словам, нужно “повторить инвестиционный бум” — в том числе и за счет приватизации предприятий с госучастием. Первым крупным приватизационным проектом, как ожидает Дворкович, станет продажа 10% акций ВТБ в середине следующего года.
Кудрин тоже ждет успехов от этой операции: “В ближайшие пять лет мы готовы приватизировать на 10 млрд. долларов”.
Оптимистичные показатели финансовой системы также подбросил первый зампред ЦБ Алексей Улюкаев, а представитель Morgan Stanley Ручира Шарма и вовсе объявил, что на смену китайскому чуду приходит российское.
Бизнесмены, впрочем, верили далеко не безоговорочно: напоминали об административных барьерах и прочих бедах бизнеса. Немало критики прозвучало и в адрес инвестклимата в столице. Алексей Кудрин тут же объявил виноватого: четверть всех распоряжений экс-мэра Москвы, по его словам, “подписывались в закрытом режиме и не публиковались в нарушение законодательства”. “Мы намерены строго следить за тем, чтобы все важные документы были опубликованы”, — объявил Кудрин.
Иностранцев также беспокоила грядущая кампания по отзыву лицензий у банков (Кудрин признал, что в ближайшие дни предстоит “выкосить” самые слабые кредитные организации) и плохой имидж России за рубежом. Министр финансов проблему не отрицал, но ни копейки из казны на ее решение выделить не согласился. Пропаганда, по его мнению, не метод.
Как выходило из выступления подоспевшего Владимира Путина, пропагандировать незачем: весь мир и так видит успехи России. “Уроки кризиса подтвердили правильность избранного нами пути”, — заявил премьер. По его словам, в ряде развитых стран госдолг превысил “порог безопасности” (выше 60% ВВП), у нас же по итогам этого года составит лишь 11% ВВП. Мы, правда, планируем занять, но даже тогда не превысим планку в 20%, уверил он. “Благодаря этому у России поле для маневра все-таки шире, чем у партнеров, — продолжал сравнивать ВВП. — У нас есть солидная страховка, которая позволяет уверенно чувствовать себя при любом, даже неблагоприятном развитии ситуации, включая падение цен на мировых рынках сырья и углеводородов”. Таким образом, Россия больше не нуждается в антикризисных “заначках” в бюджете — мы и без них можем отреагировать на любой форс-мажор, считает премьер.
Россия — снова “остров стабильности”
На нем легче маневрировать финансами