Инфляцию ждет блестящее будущее

Какие товары стоит покупать впрок?

В декабре-январе нас ждет новый виток инфляции, считают руководители отечественной индустрии и эксперты. Почему роста цен не миновать, решил выяснить “ЭВ”.
Какие товары стоит покупать впрок?

Судя по индексу предпринимательской уверенности за сентябрь, ничего хорошего флагманы бизнеса впереди не видят. Причем не видят уже на протяжении четырех месяцев подряд. Индекс, вычисляемый Центром конъюнктурных исследований Института статистических исследований и экономики знаний ГУ–ВШЭ, с мая застыл на отметке минус 2. Это значит: среди опрошенных руководителей более 600 крупнейших предприятий страны (сам опрос проводит Росстат), тех, кто считает, что положение их предприятия в ближайшие 3—4 месяца ухудшится, больше на 2%, чем оптимистов. До августа включительно такое торжество пессимизма принято было объяснять жарой и неурожаем. Теперь кивать не на что: экономика явно буксует. Что обидно, индекс предпринимательской уверенности в ЕС с начала лета непрерывно рос. И хотя к сентябрю все еще оставался немножко ниже российского, есть все основания полагать, что в сентябре (данные за этот месяц ЕС еще не опубликовал) индексы как минимум сравняются.

Однако предприниматели ведут себя довольно странно для пессимистов. Ведь что любой бизнесмен сделает в преддверии тяжелых времен? Сократит издержки — и обязательно сократит выпуск продукции. Кому ее продашь в худую годину? Но опросы показывают — предприятия выпуск продукции… наращивают! Средний уровень загрузки производственных мощностей за сентябрь вырос на 1 п.п., достигнув 59%. Это притом что число тех, кто оценивает внутренний спрос на свою продукцию как достаточный, уменьшилось с августа на 3% — и теперь более половины директорского корпуса жалуются на его недостаток.

Получается, российская промышленность работает себе в убыток, на склад? Получается именно так, подтверждают эксперты, — да только не от глупости. Всему виной инфляция, в ожидании которой находится почти половина опрошенных. Так, 43% промышленников прогнозируют рост инфляции на рубеже 2010—2011 гг., а четвертая часть опрошенных и сами собираются повышать цены. При этом 38% жалуются на слишком стремительный рост цен на сырье, еще 22% — жалуются на быстро дорожающую собственную продукцию (надо думать, ссылаясь при этом на рост цен на сырье и топливо, тарифов и аренду). Вот и разгадка: в ожидании грядущего подорожания бизнесмены стремятся как можно больше продукции произвести впрок из пока еще дешевого сырья.

Что это означает? Инфляция живет ожиданиями, любят повторять экономисты. То есть цены вырастают на 10% не тогда, когда сложились для этого объективные условия, а когда все ждут, что цены в скором времени вырастут, например, на 20%. Исходя из этого, можно предположить, что инфляционные ожидания флагманов отечественной промышленности обязательно сбудутся. И уже сейчас. А так как лаг между ростом промышленных (отпускных) и розничных цен составляет обычно 2—3 месяца, можно ожидать, что уже в преддверии нового года цены снова начнут бурно расти. Как и предсказывали в сентябре руководители промышленности.

Может ли что-то затормозить этот рост? Может. Это именно тот внутренний спрос, на недостаток которого директорский корпус так жалуется. Тому тоже есть объективные причины. К октябрю Россия пришла с почти докризисным уровнем безработицы — 6,9%, по методике МОТ. Однако Минздравсоцразвития уже предупредило о возможном росте безработицы: люди возвращаются с дач и сезонных работ. Не слишком оптимистичны и другие прогнозы. Что поделаешь, в предвыборный период экономика редко растет во всех странах — все силы уходят на подкормку электората.

Но ведь и потребительский спрос живет ожиданиями. Одно дело знать, что завтра ты сможешь позволить себе то, на что боялся даже взглянуть сегодня, и другое — понимать, что в любой момент твоя сытая жизнь может закончиться. Именно этим объясняется такой феномен: в период роста экономики, как правило, быстрее дорожают товары “статусного” назначения (недвижимость, авто и т.п.), а в периоды спада — товары первой необходимости. Ничего личного — на что растет спрос, на то растет и маржа.

В результате можно сделать такой прогноз. Если тенденции в российской и мировой экономике останутся прежними, в декабре начнется новый этап инфляции. Наверняка среди наиболее быстро дорожающих окажутся товары сезонного спроса — от алкоголя до продуктов, а также бензин, одежда и обувь, мелкая бытовая техника, сувениры и т.п. Так что шампанским есть смысл запастись сегодня. Однако уже с 1 января любители распродаж могут ожидать грандиозных скидок: начнет сказываться недостаток спроса. Но дешеветь будет далеко не все: в это время наверняка можно будет спокойно купить и теплые вещи для надвигающихся морозов, и ту же бытовую технику. А вот товары первой необходимости могут продолжить дорожать. Учитывая, что с января традиционно повышаются тарифы, времена могут настать нелегкие.

Так что дальновидные руководители производства рассчитали все верно. Сейчас они поработают на склад, а под Новый год продадут запасы с хорошей наценкой, чтобы продержаться 1-й квартал следующего года. Вероятно, их поведение стоит учитывать и простым обывателям.

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру