Сразу оговоримся: магазинам дали месяц на то, чтобы “привести товар в соответствие”. Проще говоря, это время отвели на продажу остатков обледенелого товара: ясно, что владельцы торговых точек на помойку его не понесут и не утилизируют. Но оказалось, что о переходном периоде многие продавцы даже не знают. По крайней мере в супермаркетах в центре города.
Каких-то заметных изменений в продуктовых магазинах при первоначальном осмотре нами обнаружено не было. Скучающие работники, задумчивые покупатели. В отделе замороженных даров моря лежат привычные тушки рыб, пакеты с креветками, заросшими льдом… Стоп. А вот этого уже по-хорошему быть не должно. Может, показалось? Да нет, через прозрачную часть пакета на креветках хорошо видны прямо-таки айсберги. Продукт, как древнее ископаемое, вморожен в куски льда.
Пытаемся найти менеджера магазина. Работники зала делают виноватый вид и, опустив глаза, оправдываются, что-де не знают, где он. Впрочем, охрана помогает найти. Менеджер оказывается дамой.
— У нас к вам есть вопросы по поводу креветок, — обращаемся к ней. — Они просто заросли льдом, а по новым правилам ледяная глазурь должна быть не больше 6%...
— По чьим это правилам? — раздраженно отвечает работница магазина.
— Роспотребнадзора вообще-то.
— Да? Вот вы мне сначала покажите этот закон, а потом уже что-то требуйте. Я ничего не знаю.
Но, может, только в этом магазине не осведомлены о благой деятельности властей? Дудки! В следующей точке, куда мы зашли, картина оказалась схожей. Рыба, креветки, лед… Разговор повторяется.
— Мы спишем некондиционный товар, — говорит продавец.
— Что, весь?
— Ну он же, как вы говорите, нарушает правила. Что нам остается? Мы вообще-то ничего не слышали о нормах льда, так что спасибо за предупреждение.
Поразительное незнание. Когда вводили ограничения на продажу водки, все торговцы, как “Отче наш”, могли рассказать о тонкостях торговли. Сложно ожидать от магазинов соблюдения правил, если они о них даже не знают.
Для контроля мы обратились в головной офис крупной столичной сети продуктовых магазинов. Как золотая рыбка при последнем обращении старика, ничего не сказали нам:
— Мы не знаем о новых санитарных правилах, нам сначала необходимо прочитать документ, прежде чем мы сможем что-то комментировать, — ответили по телефону.
Не совсем понятно также, как самим покупателям бороться с нечестными продавцами. За советом мы обратились в Роспотребнадзор. Разработчики новых правил сообщили, что не собираются проводить специальные проверки по выявлению рыбы и креветок с намороженным льдом. Люди, недовольные продукцией, могут написать жалобу в местное отделение Роспотребнадзора и сообщить о нарушениях.
— Если вы видите, что товар вам не нравится, допустим, из-за льда — не покупайте его, — посоветовали чиновники.
Что делать, если другого магазина нет или же у конкурентов все то же самое, — тоже непонятно. Видимо, брать что дают. Проверить на месте процентное соотношение льда не представляется возможным. Идти же в магазин, когда продукт оттает, и жаловаться, что льда там было не 5%, а 30%, тоже неэффективно, так как сложно будет что-то доказать.
В Обществе защиты прав потребителей наш скептицизм полностью разделили:
— Новые правила не будут работать, — говорит председатель московского отделения ОЗПП Михаил Аншаков. — Магазинам и производителям нет смысла их соблюдать. Штраф будет наложен в размере 2—3 тысяч рублей. Торговцы даже не отрицают свою вину, так как расходы на юристов превысят штрафные санкции. У контролирующих органов руки тоже связаны. Плановые проверки можно проводить не чаще одного раза в три года, а также за три дня уведомлять об этом. Внеочередные посещения делают лишь при наличии заявлений от потребителей и санкции, выданной прокуратурой. Прокурор же не выпишет разрешения, если жизни и здоровью потребителей ничего не угрожает. Лед, как мы понимаем, не ядовит.
Получается, что продавцу невыгодно соблюдать правила; власти не могут действенно наказать магазины, а в итоге для рядового потребителя ничего не изменится. Мы, как и раньше, будем покупать лед.