“Опять мигалки понаехали”, — ворчали посетители магазина. Но обслуживающий персонал держался гордо. В прошлом году, по словам Геннадия Онищенко, “только при большой фантазии можно было угадать, что таится в этом куске льда”. В этом — гостей ждал прилавок с охлажденной рыбой. К примеру, с прекрасного вида мурманской треской. “Андрей, значит, можно довезти?” — спросил Крайнего Онищенко. “Даже с Дальнего Востока можно. Самолетом — за сутки, поездом — за 5—6. Новые технологии — жидкий лед”, — объяснил Крайний. Подойдя к холодильнику с замороженной рыбой (где в прошлом году был обнаружен пангасиус, выращенный в корейских канавах, с надписью “треска”), гости услышали комментарий директора по корпоративным вопросам торговой сети Михаила Сусова: “Глазури только 10%”. “Вот, скоро нашими стараниями только пять останется”, — заявил Онищенко. “Да, будем стеной стоять за интересы потребителей”, — прижался к плечу санврача своим плечом, изобразив подобие футбольной стенки, Крайний. И быстренько рассказал Онищенко “смешную” историю, как, будучи в командировке на Сахалине, пытался пообедать. Вся рыба — семга, тунец и, что самое циничное, палтус — была мороженая. В ресторане сообщили, что продукты не свои: “Все из Москвы везем”. “Национальный позор”, — отозвался Онищенко.
“Намного больше рыбы, чем в прошлом году. 152 наименования, включая консервы”, — довольно сообщил глава Росрыболовства. Крайний “доложил”, что рыбы в этом году будет больше в принципе: российские рыбаки уже выловили более 3 млн. тонн. Наши производители долго не могли попасть в наши же торговые сети. Они, слава богу, не умеют намораживать на свою продукцию до 80% ледяной глазури. Однажды корреспонденту “МК” рассказали, что в целях эксперимента специально пытались наморозить в лабораторных условиях — ничего не вышло. Зато это хорошо получается в Юго-Восточной Азии — оттуда и приезжает непонятно что по сходной цене. Российская же продукция, в том числе и из-за перевозки, была слишком дорогая для наших сетей. “Я хочу сразу пояснить. Раньше потребители покупали полкило рыбы за 100 рублей, но, размораживая, получали 300 граммов. Теперь эти же полкило они купят за 130, но разморозят и обнаружат те же полкило”, — объяснил “политику партии” Крайний.
“Хотел бы сказать о проблемах, — не удержался Онищенко. — Потребление рыбы, 16—18 кг на душу населения, хорошо бы хотя бы до 20 кг довести”. “Так уже больше 19 кг”, — ответил Крайний. “Это с приписками. Разве можно меня поправлять? Себе дороже”, — отреагировал санврач. “Согласен”, — рассмеялся Крайний. По словам Онищенко, рыбу нужно как можно больше продвигать в массы: “Это же один из самых дешевых и диетических продуктов”.
Правда, как выяснил корреспондент “МК”, массам придется немного подождать, чтобы заработали новые СанПины (на рыбу — 5% глазури, на креветки — 6% вместо 80%): переходный период, данный Роспотребнадзором, — 1 месяц. Ровно такой запас обнаружился на складах “суперглазированной” рыбы, и она, уж простите, будет распродана. Кстати, как по секрету рассказали “МК” в Росрыболовстве, воодушевленный успехом с продавливанием новых санитарных норм Крайний сам придумал слоган для новой социальной рекламы: “Рыбе есть что сказать”.