Три месяца назад Медведев и Обама возобновили переговоры России с ВТО. Приказ переговорщикам из обеих стран был предельно жестким: до 30 июня ликвидировать все технические барьеры на пути России во Всемирную торговую организацию. Позиция Вашингтона здесь, как известно, ключевая. В августе Медведев приказал правительству “штурмовать ВТО”. И первые “зияющие” высоты уже взяты, хотя еще два-три месяца назад в это не верилось.
Источник, близкий к переговорам, сообщил, что первый компромисс был достигнут именно с американцами. Снимается проблема, связанная с национальным режимом для госмонополий. Речь в первую очередь идет о “Газпроме”. В США действует закон, запрещающий поддержку вступления в ВТО страны, в которой преобладают госмонополии. Суть компромисса источник “МК” раскрыть не мог — предстоят еще консультации на политическом уровне. Но привлекает внимание то, что в будущем году “газовый налог” на добычу полезных ископаемых будет увеличен на 61%.
Второй прорыв: Госдума приняла поправки в Гражданский кодекс, усиливающие защиту интеллектуальной собственности, особенно в области цифровых носителей. Осталось уничтожить весь выявленный контрафакт.
И третий: министр сельского хозяйства Елена Скрынник на неформальных встречах в Женеве с представителями Кернской группы (туда входят страны, не применяющие сельскохозяйственные субсидии) договорилась об увеличении господдержки аграриев с нынешних $4—4,5 млрд. в этом году до $9 млрд. в 2012 году. Но затем в течение 5 лет эту цифру вернут к стартовым $4 млрд. Предложение встретили с энтузиазмом.
Сложнее дело с экспортными пошлинами на хвойный кругляк. Финляндия и Швеция, поддерживаемые ЕС, протестуют против планов российского правительства довести лесные пошлины до уровня заградительных. Последние два года ставку удерживают на 25%. Что будет дальше — зависит прежде всего от позиции Путина, который пока сомневается в возможности завершить переговоры с ВТО до конца этого года. Но и здесь, как утверждают источники “МК” в правительстве, также возможны компромиссы — между 0 и 25% есть где остановиться.
Таким образом, вероятность того, что Россию после уже 18 лет переговоров все же примут в ВТО, стала опять высокой.