На пути от Петропавловска-Камчатского в аэропорт раскинулись смахивающие на гигантские НЛО шатры: здесь собрались ВИПы во главе с Медведевым, чтобы запустить первую очередь газопровода, тянущегося из Соболева. К газификации Камчатка шла слишком долго, пенял Медведев, конкретнее — десять лет.
Дело в том, что в сейсмоопасном регионе прокладывать трубу дорого и невыгодно. В 2000-м работы вроде начала чешская компания, но, построив примерно четверть, отступила из-за отсутствия финансирования. Затем неудачи постигли по очереди еще трех строителей: другую чешскую компанию, “Роснефть” и ликвидированное в 2008 году РАО “ЕЭС”.
А газификация нужна позарез: край живет на дорогом привозном мазуте, объясняет губернатор Алексей Кузьмицкий. “При удачном раскладе топливо мы получаем только через месяц после его отгрузки на НПЗ, — рассказывает глава края. — Если происходит сбой, сроки поставки увеличиваются вдвое”. Топливо, по его словам, притормаживают на железной дороге и в морском порту — элементарно не хватает танкеров. Зима может оказаться холодной, шторма подведут — и запаса не хватит до прихода очередного танкера.
Так бы и жила Камчатка на привозном мазуте, если бы не гнев Владимира Путина, приехавшего в край с визитом в 2007 году. На совещании по развитию региона он произнес отповедь, которую местные позже разобрали на пословицы: “Ну ничего же не сделано! И все друг на друга кивают! Отдали бы “Газпрому” — давно бы все построили!” Несмотря на разнос Путина, в программу газификации естественной монополии Камчатка попала только два года спустя. И все же “поручение выполнено!” — такую надпись газпромовцы пустили бегущей строкой на гигантских экранах и изобразили на футболках, которые раздали делегации из Москвы. Правда, немного поспешили — готова только первая очередь газопровода.
Газовой монополии пришлось вложить в 392 км трубы 30 млрд. рублей, ведь на пути газопровода пролегают водные преграды, активные тектонические разломы, горы и болота. От землетрясений трубу защитили при помощи воздушных эстакад — по ним в случае сейсмической активности она будет буквально скользить.
Газопровод удовлетворит потребности Камчатки с запасом (объем прокачки — до 850 млн. кубов в год) и, как уверяют чиновники, остановит отток людей из края. “Это — другое качество жизни, возможность человеческих условий для людей”, — торжественно заверил Дмитрий Медведев. На Камчатке стоимость энергии выше, чем где-либо, объясняет полпред президента в ДФО Виктор Ишаев: “Газификация же не просто позволит заменить дорогое привозное топливо, но и приведет к значительному снижению затрат на производство местной продукции”. Сильно снизятся и тарифы на услуги ЖКХ, обещает губернатор Кузьмицкий: цены на мазут постоянно растут, и это не лучшим образом сказывается на тарифах. Не случайно после оплаты услуг ЖКХ и прочих расходов у людей даже от высоких по российским меркам зарплат остаются лишь крохи, не скрывает глава края.
Но на прокладке магистральной трубы дело далеко не закончилось — непосредственно до домов и предприятий газ не доведен. Для этого, по оценке Кузьмицкого, нужно еще 17 млрд. рублей. Губернатор предлагает дополнительно раскошелиться “Газпрому” — провести межпоселковые сети. Тогда краевые власти возьмут на себя внутрипоселковые и городские. “Если понадобится какая-либо политическая поддержка или выделение денег, доложите. Мы все решения должны принять”, — успокоил местных руководителей Медведев. Но при этом предупредил: “Мы не для того начинали газовую тему, чтобы оставить ее на уровне магистрального газопровода. Мы доведем газ до каждого дома”. Кроме того, президент потребовал от губернатора быстрее ликвидировать в крае ветхое жилье и прочие трущобы, которые в августе посетил премьер Владимир Путин.
После Камчатки президент собирался попасть на Сахалин, чтобы, в частности, дать официальный старт добыче нефти с месторождения “Одопту” (проект “Сахалин-1”). Однако полуостров накрыло мощным циклоном так, что было объявлено штормовое предупреждение — погода все время вносила коррективы и в планы его “коллеги” по тандему, который был в этих краях до Медведева. Тем не менее президент заявил, что на Сахалине, так же, как и на Курильских островах, он обязательно в ближайшее время побывает, так как этот регион крайне важен для России.
Важен, кстати, помимо прочего и потому, что, как известно, на острова Южно-Курильской гряды — Кунашир, Итуруп, Шикотан и Хабомаи — претендует Япония, называя их “Северными территориями”.
Петропавловск-Камчатский