— Москва с 1 июля перешла на размещение госзаказа на электронных торгах. Есть уже первые результаты того, как работает эта система?
— Хочу напомнить, что Единая электронная торговая площадка Москвы начала работать еще в прошлом году, причем в рамках эксперимента было проведено 10 тыс. торгов на сумму около 30 млрд. руб. То есть уже к 1 июля мы имели весомый и, как было признано, положительный опыт использования новой системы. Практика показала, что дисконты на электронных аукционах на 5—7% выше традиционных процедур, а конкурентность выше более чем вдвое. Мы рассчитываем, что с переходом на электронную систему размещения заказа государство может сэкономить от 25 до 40%.
— Зачем Москве понадобилось бежать впереди планеты всей и переходить на электронные торги на полгода раньше установленного для субъектов Федерации и муниципалитетов часа “икс”?
— Досрочный переход на электронную систему — это часть реализации программы по развитию конкуренции в Москве. Новая система позволяет получить доступ к горзаказу любому поставщику от Калининграда до Дальнего Востока и делает процесс распределения бюджетных средств более прозрачным и открытым. Кроме того, мы хотели подготовить своих госзаказчиков к массовой кампании по размещению заказов, которая начнется с 1 января 2011 года. Эти “лишние” полгода, когда объемы торгов минимальны, дадут им возможность потренироваться, выявить свои слабые места и отладить действие системы с тем, чтобы в будущем году она работала без проколов и сбоев. Практика подтверждает, что наше решение о досрочном переходе на электронные торги было правильным.
— Больше всего трудностей, насколько известно, возникло у госзаказчиков с получением электронно-цифровой подписи. Эта проблема решена?
— На самом деле все московские госзаказчики уже давно имеют юридически оформленные ЭЦП. Однако государство решило подстраховаться и отправило их по второму кругу получать подписи для работы в системе электронных торгов в федеральном казначействе. Мне не совсем понятен смысл этой процедуры, ведь цифровая подпись, так же как и личная, по идее, должна быть одна, однако с законодателем не спорят. В итоге процесс получения ЭЦП городскими госзаказчиками — а их у нас более 6 тыс. — несколько затянулся.
— Сколько сдали документы, сколько получили подпись? Ранее вы говорили, что к 1 сентября все получат. Так ли это?
— Из общего количества 6,5 тысячи заказчиков на процедуру электронных торгов имеют право порядка 1700, в настоящее время около полутора тысяч из них подали документы в Федеральное казначейство и около 500 ЭЦП уже получили. То есть фактически все, кому в первую очередь необходимо было оформить ЭЦП для оперативного размещения госзаказа, сделали это. При этом мы продолжаем непрерывную работу по контролю за получением ключей ЭЦП в Федеральном казначействе госзаказчиками Москвы. Думаю, что скоро процесс будет успешно завершен. К слову, в режиме электронных торгов на нашей электронной площадке госзаказ размещен уже на сумму более 23 млрд. рублей.
— Назовите основные, на ваш взгляд, преимущества новой системы госзакупок.
— Основное преимущество — анонимность. Система электронных торгов, с одной стороны, исключает возможность корпоративных сговоров, а с другой — защищает поставщика продукции от административного влияния, которое ранее также не исключалось. Чиновник вполне мог сказать: “Ты, Петров или Сидоров, ко мне на конкурс не приходи, у меня Иванов будет победителем”. Теперь такой разговор невозможен в принципе, поскольку конкретного Иванова нельзя разглядеть за набором цифр, которыми обозначены участники электронных торгов. Сам Иванов, кстати, также не видит своих конкурентов и вообще не знает, кто они и откуда. Теоретически это может быть даже иностранный участник, если он зарегистрировался в нашей системе в соответствии с законодательством. Сидя у себя в офисе, Иванов видит на экране лишь ценовые предложения по интересующему его заказу и число конкурентов, действующих, как я уже говорил, под номерами. На аукцион отводится полчаса, на один шаг — десять минут, в течение которых участник должен назвать свою цену выполнения заказа. К примеру, последнее предложение состояло в том, что поставщик берется оказать услуги за 100 тыс. рублей, и других предложений в течение последующих 10 минут нет, значит, аукцион считается завершенным. И только тогда компьютер “достает” из памяти название организации-победителя, с которой госзаказчик должен подписать договор.
— А слабые стороны?
— Слабые стороны складываются в основном из организационных проблем на начальном этапе. Это, как я уже говорил, длительность процедур и неурегулированность получения заказчиками ЭЦП в территориальных управлениях Федерального казначейства.
— Не окажется ли новая система чересчур сложной для участников, особенно для тех, кто находится в регионах?
— Таких проблем я не вижу. В настоящее время на Единой электронной торговой площадке Москвы зарегистрировано более 22 тыс. только российских поставщиков. Торги вызывают большой интерес у поставщиков, в том числе и из регионов, где открыто уже более 500 удостоверяющих центров ЭЦП. В пакет документов, разработанных Тендерным комитетом для участников электронных торгов, входит так называемая памятка сопровождения, которая в простой и наглядной форме поясняет, как нужно действовать.
— Как Москва оценивает свои шансы по привлечению на свою площадку госзаказчиков в регионах? Кого можно назвать прямыми конкурентами ОАО “ЕЭТП”?
— География поставщиков и заказчиков ЕЭТП простирается практически по всей России за счет доступности участия. Сегодня наибольшая загруженность на ЕЭТП Москвы и площадке Сбербанка. Это две наиболее популярные площадки, каждая из которых стремится предложить участникам торгов наиболее интересные условия. Приведу такие цифры: из 22 тысячи поставщиков России, пользующихся услугами ЕЭТП, свыше 10 тысяч — московские. Из 6,5 тысячи заказчиков четвертую часть составляют москвичи. С 2009 года объем торгов составил 104 млрд. рублей, а снижение цены по результатам торгов — порядка 17%. Думаю, что шансы дальнейшего привлечения на нашу площадку заказчиков из регионов достаточно велики — и из-за объективных конкурентных преимуществ, и потому, что пока ЕЭТП в России не так много.
— Каковы особенности проведения электронных торгов для субъектов малого предпринимательства?
— Главная особенность состоит в том, что торги проводятся исключительно для субъектов малого предпринимательства, и на данном этапе таких торгов четверть — 25% — из общего объема торгов. К сегодняшнему дню на ЕЭТП объявлено более 200 аукционов для малого бизнеса.
— Где можно обжаловать результаты электронных торгов?
— В Федеральной антимонопольной службе. Жалобы на госзаказчиков, как и прежде, уполномочено рассматривать территориальное управление ФАС по Москве, а вот проверку оператора электронной площадки может организовать и провести исключительно центральный аппарат антимонопольной службы. Практика показывает, что число жалоб имеет тенденцию к росту, однако обоснованными признаются около трети.
— Как город реагирует на обоснованные жалобы?
— В соответствии с предписаниями московского УФАС и контрольного комитета правительства Москвы, торги или отменяются, или проводятся повторные процедуры, наказываются виновные.
— Какой процент госзаказа будет размещаться в электронной системе?
— Мэр Москвы Юрий Лужков принял беспрецедентное решение о переходе всей системы госзаказа столицы на электронную форму торгов и доложил об этом президенту страны. С 1 июля этого года московское правительство организует электронные торги в городе по всему аукционному перечню. Соответственно, все, что подлежит размещению в режиме аукционов , а не конкурсов, будет размещаться на ЕЭТП.
А в целом перечень товаров, работ и услуг, которые можно закупить исключительно через электронные аукционы, установлен Правительством РФ. В него, в частности, вошли такие позиции, как полиграфическая и печатная продукция, канцелярские принадлежности, электронно-вычислительная техника, автомобили и гаражное оборудование, услуги по техническому обслуживанию и ремонту офисной оргтехники, услуги по уборке зданий и т.д. Вместе с тем существуют виды госзаказа, которые нигде, кроме как на конкурсе, провести нельзя, поскольку предложения участников нужно сопоставлять не только по цене, но и по другим принципиальным критериям. Например, проектирование, НИОКР, проведение экспертизы в этих и других творческих сферах при определении победителя госзаказчиком требуется субъективный подход.
На мой взгляд, критерий определения того, какие госзакупки нужно проводить через аукционы, а какие нет, очень простой. Если заранее можно определить требования по качеству, то это аукцион. Если нельзя, то — конкурс. В подавляющем большинстве случаев требования по качеству можно установить изначально, а значит, аукционы должны стать основной формой проведения торгов.
— Какая доля останется за конкурсами и какая — за запросами котировок?
— На долю конкурсов приходится около 20% заказов. Около 5% — это запрос котировок, но надо иметь в виду, что это не конкурсная процедура и в следующем году, вероятно, она будет заменена так называемым коротким аукционом с ценовой планкой до 3 млн. рублей.