Этот проект реализуется в рамках программы московских властей по расширению предоставляемых услуг малому бизнесу. Как сообщил руководитель Департамента поддержки и развития малого и среднего предпринимательства г. Москвы (ДМСП) Михаил Вышегородцев, сама идея создания Аукционного дома зародилась еще до кризиса. В качестве примера послужила удачная работа специализированного государственного унитарного предприятия по продаже имущества Москвы (СГУП). Вот и возникла мысль: а почему бы не создать площадку, на которой бы встречались коммерческие арендодатели и арендаторы и заключали контракты на аренду движимого и недвижимого имущества.
Инициативу поддержал мэр столицы Юрий Лужков, после чего начался этап практического воплощения. Но, как признал министр Вышегородцев, процесс реализации идеи несколько затянулся. Было бы целесообразней, если бы Аукционный дом заработал раньше, в тот момент, когда вся Москва покрылась объявлениями с предложениями о продаже и аренде недвижимости. Тогда цены на аренду резко упали.
Сейчас же цены вновь стали расти, а количество сдающихся внаем помещений резко сократилось. Так что диктат арендатора уже в прошлом. Малый бизнес снова испытывает немало трудностей в поисках подходящих для себя площадей. Приходится с этой целью тратить много сил и времени. Аукционный дом позволяет сэкономить и то и другое. Как надеется руководитель ДМСП, сюда с каждым разом будет приходить все больше участников, что и обеспечит разнообразие предложений. Аукционы будут проходить в большом зале Центрального дома предпринимателей. И задача в том, чтобы со временем там был полный аншлаг.
Но это в будущем. Пока же предполагается, что в начале пути Аукционный дом начнет с продажи и аренды недвижимости. Но на этом он не собирается ограничиваться: у многих компаний есть неиспользуемая техника, оборудование, которые нужны другим предприятиям чаще всего на короткое время для выполнения заказа. И вместо того чтобы приобретать это имущество, его можно взять в лизинг. А вершиной развития этого проекта, по замыслу министра, могла стать продажа готовых бизнесов, а также интеллектуальной собственности.
Появление Аукционного дома имеет не только коммерческое, но и прикладное значение. Никто не отрицает того факта, что малый бизнес плохо защищен, он становится жертвой обмана, недобросовестного ведения дел. В том числе и в сфере покупки и аренды недвижимости. По мнению руководителя СГУПа Владимира Авекова, то, что новая площадка создается под патронатом и при участии правительства города, обеспечивает надежную защиту и юридическую чистоту всем проводимым сделкам. Тем более, как обещает Андрей Ликефет, гендиректор корпорации “Жилищная инициатива”, которой доверили развитие проекта, всё выставляемое на продажу имущество будет тщательно изучаться. Особое внимание будет уделяться обременениям.
И все же почему Аукционный дом? Ведь фирм, которые занимаются схожими операциями, достаточно. Это действительно так. Однако сегодня, считает Андрей Ликефет, настает другой период, когда требуется качественный скачок по предоставлению подобных услуг. Малый бизнес страдает не от их отсутствия, а от их плохого качества. Такой пример: ежегодно в России открывается 40 тыс. новых мебельных магазинов. И 40 тыс. новых мебельных магазинов закрывается. Связано это преимущественно с неправильной ценовой политикой их владельцев, завышением цен на товары. А цены завышаются в немалой степени от того, что хозяевам бизнеса приходится платить большую арендную плату.
Сегодня государство, понимая, как сильно зависит малый бизнес от условий аренды помещений, пытается сделать этот процесс более прозрачным и конкурентным. Аукционные дома являются одним из инструментов такой политики. Сама процедура формирования цены тут такова, что делает практически невозможным ни злоупотребления, ни сговор, ни кумовство.
Вопрос, который заботит многих: а не стимулируют ли аукционы рост цен на аренду и продажу недвижимости? Ведь она достается тому, кто больше заплатит. Но вряд ли это в интересах Аукционного дома, так как, если цены на имущество в самом деле станут расти, это отобьет у него клиентов. Аукционный дом имеет право не выставлять лот на продажу, если, по мнению аукционера, изначально предлагается завышенная цена. Тем более на этой площадке не предполагается продажа помещений категории люкс, речь идет о реализации офисных площадей бизнес-класса, производственных и складских территорий.
Пока предполагается, что аукционы будут проводиться раз в месяц. Но ставится задача сделать торги более частыми, раз в неделю. Все будет зависеть от того, как активно бизнесмены станут использовать его возможности. А предпосылки к тому, что эта площадка может быстро завоевать популярность, есть. Согласно статистике, в Москве 16% занятых в малом бизнесе связаны с управлением и продажей недвижимости.
Как и положено при аукционах, желающие участвовать в торгах обязаны внести залог. Хотя его размер определяется владельцем продаваемого имущества, но, как полагает Михаил Вышегородцев, вряд ли его целесообразно назначать свыше 5%. Задаток необходим в качестве заградительной процедуры, чтобы отсечь несерьезных покупателей и тех, кто решит участвовать в аукционах ради развлечения.
Первые торги планируются только в октябре, но уже за несколько месяцев до этого было приглашено более 40 компаний — потенциальных продавцов и арендодателей недвижимости. 80% собравшихся выразили готовность участвовать в торгах. И уже сформированы первые лоты. Это особенно важно, так как по условиям аукциона можно предлагать в аренду имущество не меньше чем на 4 года.
Краткосрочные предложения не выставляются. Таким образом, это обеспечивает малому предприятию долгосрочную стабильность.
И уже совсем скоро раздастся стук молотка ведущего аукциона. Кому надо, не пропустите.