В чем проблема? Сотрудница пункта тут же ткнула нас носом в мельчайший шрифт внизу таблички: по 31 рублю за доллар, как выяснилось, дают лишь при обмене суммы, превышающей 10 тысяч “зеленых”. Ситуация, давно ставшая типичной…
В одном из пунктов все было “по-честному” — курс оказался единым для любых сумм, которые вы хотите обменять. Но уже во время пересчета денежных средств оказалось, что здесь берут комиссию — 2%. Но и это было написано на табличке! Вновь крохотными буквами. Кстати, по нашим наблюдениям, табло со столь важной информацией в обменниках как бы не нарочно оказывается чем-то загороженным.
Что думают о грядущей реформе обмена валюты в посещенных нами пунктах? В самом первом, находящемся в каком-то закутке, с гордостью признались, что “полностью соответствуют новым требованиям”. И уже подали документы в соответствующие органы. Еще в одном пункте заявили: “Мы теперь будем не только менять валюту, но и принимать платежи за телефон и осуществлять денежные переводы. Само собой, за комиссию”. Если учесть, что комиссия за простой обмен тут равна 2%, нетрудно предположить, что и за перевод средств, и за телефонные переговоры за услугу брать будут тоже немало…
* * *
На “горячей линии” главного территориального управления Центробанка РФ по Москве нам объяснили, что клиент обменника должен получать объективную информацию. А не искать с микроскопом название банка, от которого работает пункт, и порог суммы, которой соответствует курс обмена. Иначе гражданин имеет право пожаловаться банковскому регулятору, отправив письмо по обычной или электронной почте.
Что же касается грядущей реформы, то исполнительный вице-президент Ассоциации российских банков Владимир Киевский сообщил “МК”, что, по официальной статистике ЦБ, из 357 обменников, работавших в начале года, сейчас в Москве осталось порядка 140. “Менее половины из закрытых пунктов преобразованы во внутрибанковские пункты по обмену валюты”, — уточнил он. Важно, чтобы цены и комиссии на операции с долларами и евро в условиях переходного периода не имели тенденции к повышению, считает он. “Сокращение базы обменных операций валют может привести к расширению рынка теневой конвертации”, — заключает Киевский. Председатель подкомитета по законодательству о банках и банковской деятельности Госдумы Павел Медведев согласен с его опасениями. Хотя и называет инициативу Центробанка абсолютно правильной. “Некоторые обменные пункты, прикрываясь брендами банков, работают от лица мафии, там нагло обманывают граждан! — говорит он. — Но, построив надежные ворота, ЦБ забыл возвести забор”.
Обменные пункты уходят в Интернет, говорит Медведев. Он напоминает, что онлайн-обменники действуют как операторы по приему платежей, которые недавно получили официальный правовой статус. Пользователь обменного сервиса может открыть счет, переводить свои средства в доллары, евро и рубли, а потом вывести деньги любым способом, который предложит оператор. Медведев сокрушается, что эти операции не поддаются никакому контролю, что сильно обесценивает решение ЦБ. Действительно, сейчас в русскоязычном сегменте Всемирной Паутины существует несколько десятков сайтов, которые предлагают пользователям услуги по электронному обмену валюты. Причем по вполне приемлемому курсу. Проверить, кто из них помогает гражданам проводить не очень честные сделки, возможным не представляется. Так что без обменных услуг россияне точно не останутся.