“Так, в связи с повышением тарифов по ДМС наблюдаются высокие темпы прироста собранных премий по этому виду страхования — 10,7%. Рост тарифов в высокоубыточном, особенно в условиях ослабления курса рубля, страховании автоКАСКО также стал одной из причин замедления сокращения собранных взносов по этому виду страхования”, — говорит руководитель направления рейтингов страховых компаний “Эксперт РА” Алексей Янин.
Сами страховщики говорят о том, что ситуация на рынке сложилась действительно тревожная. Согласно официальной статистике, сборы рынка КАСКО снизились на 7%, при этом рынок ОСАГО вырос на 9% в первом полугодии 2010 года. То есть количество автомобилей увеличивается, а объем рынка добровольного страхования снижается. “Возможные объяснения: снижение процента застрахованных автомобилей и снижение страховых тарифов. При росте выплат по добровольному автострахованию снижение тарифов не может быть обоснованным. Соответственно, речь идет о демпинге. Следствием демпинга, в свою очередь, будет уход с рынка наименее капитализированных компаний, ведущих непродуманную тарифную политику”, — объясняет первый заместитель гендиректора, заместитель председателя правления компании “Оранта Страхование” Владимир Черников.
Таким образом, страховой рынок повторяет динамику происходящего в банковской сфере, где число финансовых учреждений медленно, но верно уменьшается. По прогнозам “Эксперт РА”, к концу 2010 года на российском страховом рынке останется чуть более 500 страховых компаний, без учета страховщиков жизни и страховых медицинских организаций — около 350 компаний. “В этом году число страховых компаний сократилось на 13%, а львиную долю в общем объеме страховых премий занимает ОМС, на которое приходится чуть меньше половины от всех сборов”, — посчитал аналитик “Инвесткафе” Антон Сафонов. При этом второй по величине вклад в рост рынка вносят сборы по ОСАГО, которые увеличатся по отношению к прошлому году на 5 млрд. рублей. “Розничный спрос на автострахование (и на многие другие виды добровольного страхования) объясняется не только экономикой, но и психологией: если клиент решил потратиться на полис, пусть страхование будет стоить немного дороже, но возмещение по нему будет выплачено в полном объеме”, — объясняет Черников. Страховщикам интересны опытные водители, для которых предлагаются привлекательные тарифы. А новичок за рулем премиального автомобиля может нанести компании существенно больший убыток, чем молодой водитель на бюджетном автомобиле.
По данным центра стратегических исследований компании “Росгосстрах”, в сегменте добровольного страхования и ОСАГО в ближайшие три года можно ожидать рост премий на 11—13% в год. В сегменте страхования за счет средств населения темпы роста премии будут несколько выше — до 15% в год. Однако в реальном исчислении (с учетом роста цен) темп роста страховой премии скорее всего будет нулевым или вовсе отрицательным. А о полном восстановлении рынка автострахования можно говорить не раньше 2014 года, прогнозирует Черников.
“Перспективы рынка страхования в России зависят от роста экономики страны в целом и роста доходов в частности. Таким образом, в ближайшее время бурного роста ждать не стоит, в связи с тем что темпы роста восстановления экономики России замедляются”, — предупреждает Сафонов. Подтверждением этих слов является динамика взносов по страхованию жизни. В этом году они упадут по сравнению с 2009 годом на 1 млрд рублей, то есть спад составит около 7%. Кризис внес свои коррективы в это направление, повысив спрос на рисковое страхование жизни, но общей картины это не изменило. “В страховании жизни сократилась доля пенсионного страхования с 9,4% до 6,8%, зато выросла доля страхования с условием периодических выплат — с 11,8% до 14,3%”, — подсчитали в “Росгосстрахе”.
Страхование жизни на Западе уже давно стало привлекательным инвестиционным инструментом, благодаря которому люди обеспечивают себе медицинское обслуживание и достойные пенсии. Однако в России до этого еще далеко. “Стимулирование рынка страхования жизни должно идти по двум направлениям — создание значимых налоговых льгот и формирование гарантийного фонда, что будет способствовать повышению инвестиционной привлекательности страхования жизни и снижению при этом рисков вложений в этот инструмент. Не менее важное условие развития рынка страхования жизни — это стабилизация экономики и снижение уровня инфляции”, — отметили в РА “Эксперт”. Пока что у нас не спешат вкладывать деньги в страхование жизни, предпочитая им даже низкодоходные банковские депозиты.
В принципе, это понятно — процентная ставка по страховке ниже, чем уровень инфляции, который по итогам года может составить 7—8%. Кризис привел к тому, что люди начали расторгать договоры по долгосрочному страхованию жизни и стали хуже оплачивать ранее купленные полисы. В то же время средняя сумма страховки по несчастному случаю сейчас составляет около 300 тыс. рублей, что может стать неплохим подспорьем для оплаты дорогостоящих медицинских услуг. То есть понимание того, что страховка действительно необходима, у людей есть, только вот деньги в условиях кризиса деньги стали уходить на более необходимые в повседневном обиходе вещи (см. таблицу).
Правда, иногда на помощь страховой индустрии приходит жизнь, которая учит задумываться о своей непредсказуемости. Так было в случае с лесными пожарами, которые вызвали резкое увеличение обращений жителей Рязанской, Нижегородской и Московской областей по страхованию недвижимости. Правда, вместе с ними штурмовать офисы страховщиков бросились и мошенники, но последние уже давно стали неотъемлемой частью страхового бизнеса. Еще одной тенденцией последних лет стал рост ипотечного страхования недвижимости, которое является обязательным при покупке квартиры у банка. Правда, кризис нанес тяжелый удар по рынку ипотеки, которая сейчас только начинает восстанавливаться. В 1-м полугодии 2010 года премии по имущественному страхованию сократились на 1,3%, говорится в исследовании “Росгосстраха”.
Ожидаемые темпы роста страховой премии в ближайшие годы останутся довольно скромными в целом по рынку, считают эксперты. “Ситуации, в которой пребывает мировая экономика с 2008 года, еще не было. Соответственно, ко всем прогнозам нужно относиться с осторожностью”, — говорит Черников. В этом году страховщики оказались в более выгодном положении, чем в прошлом. Рост цен на нефть благоприятно сказался на сырьевой российской экономике, позволив людям вздохнуть более свободно. “В 2009 году в связи с усугублением кризисных явлений в российской экономике значительная часть населения сократила свои расходы и отказалась от запланированных покупок (в частности, от приобретения автомобилей, турпутевок, жилья). Ослабление кризисных явлений в 2010 году способствовало реализации отложенного спроса”, — резюмирует Янин. Но этот всплеск будет лишь временным. “Росгосстрах” не ждет заметного реального роста страхового рынка в ближайшие несколько лет.