Идея стимулировать сдачу автохлама вроде бы неплоха: наверное, у каждого автолюбителя возникали опасения, не откажут ли тормоза у едущего следом “раритета”. Однако удар по кошелькам малообеспеченных граждан неминуем: согласно статистике агентства “Автостат”, лишь 28% легковых автомобилей в России “моложе” пяти лет. На Дальнем Востоке их доля еще меньше — всего 2,6%. Недалеко ушла и Сибирь с ее 12,2%. Таким образом, налог удваивается для основного большинства автомобилистов.
В письме за подписью замминистра промышленности Андрея Дементьева, разосланном на согласования в ведомства, содержатся не только кнуты, но и пряники. Так, для автомобилей стандарта Евро-5 и выше министерство приготовило 30%-ную скидку к базовой ставке транспортного налога. Те, у кого Евро-4, изменений не ощутят — ставка не изменится, составив от 2,5 до 15 руб. за 1 лошадиную силу в зависимости от мощности. Транспорт с более низким стандартом пострадает (см. таблицу).
Однако ведомство все же не возражает, если тот или иной регион решит уменьшить ставку в два раза. Налог для машин мощностью менее 150 лошадиных сил может съежится на уровне региона еще больше — вплоть до нуля рублей. Однако отказ от такой кормушки кажется маловероятным.
Правозащитники возмущены: чиновники обещали отменить транспортный налог в качестве компенсации роста акцизов на бензин, а вместо этого предлагают фактически двойное налогообложение автовладельцев! В Федерации автовладельцев России, например, и вовсе объявили инициативу Минпромторга нереализуемой: она вызовет слишком большой общественный резонанс.
К тому же переходу на 4-й класс и выше мешает не только возраст российского автопарка, но и качество топлива. В стране около 45% бензина, по данным движения автомобилистов “Свобода выбора”, не соответствует вообще никаким стандартам.
ПРЕДЛОЖЕНИЯ МИНПРОМТОРГА
Экологический класс - Изменение базовой ставки налога
Евро-2 - Повысить в 1,6 раза
Евро-3 - Повысить в 1,2 раза
Евро-4 - Не менять
Евро-5 - Уменьшить на 30%
Без класса* - Повысить в 2 раза
*Для автомобилей, выпущенных до 1 января 2006 года, то есть до введения в России стандарта Евро-2.