Инвесторы заблудились в коридорах мэрии

Прямые иностранные вложения в экономику Москвы сократились в три раза

За последние три года прямые иностранные инвестиции в экономику Москвы снизились в три раза — до $4,7 млрд. Дело не только в кризисе, но и в неготовности городских структур работать по понятным на Западе стандартам
Прямые иностранные вложения в экономику Москвы сократились в три раза

Подобно большинству мировых столиц Москва является лидером среди субъектов РФ как по объемам привлеченных иностранных инвестиций, так и по количеству стран-инвесторов. В 2006—2009 годах в экономику города поступило $166,4 млрд. из 114 стран, что составляет 46% от всех иностранных вложений, сделанных за этот период внутри страны. Основными партнерами столицы традиционно являются Кипр, Германия, Британские Виргинские острова, Великобритания и Нидерланды. На эти пять государств приходится 78% прямых инвестиций, доля которых в общем объеме притекающих в Москву средств по-прежнему невелика. По оценкам Департамента внешнеэкономических связей, 85% зарубежных инвестиций — это кредиты и прочие вложения на возвратной основе, более половины из них направляется в оптовую торговлю нефтью и газом. 0,5% представляют собой так называемые портфельные инвестиции, рассредоточенные в финансовом секторе и недвижимости. “Прямые иностранные инвестиции составляют менее 15% от общего объема средств, причем в 2009 году их количество резко сократилось”, — признает глава внешнеэкономического ведомства Георгий Мурадов.


Из $40,3 млрд., полученных столицей в прошлом году, прямые инвестиции составили всего $4,7 млрд., притом что в лучшие времена поступления были в 2,5—3 раза выше. “Это тревожный симптом, — считает Мурадов. — Особенно если учесть, что на фоне кризиса из Москвы были выведены капиталы в размере $58 млрд., из которых $16 млрд. — прямые вложения за рубежом”. Не радует министра и структура распределения иностранных денег. Около 37% средств были направлены в оптовую и розничную торговлю, еще 35% — в операции с недвижимостью, 16% — в финансовую деятельность. На долю производства и науки пришлось всего 4% поступивших из-за границы прямых иностранных инвестиций.


Интерес, который традиционно проявляют к российской столице западные бизнесмены, как правило, сходит на нет при первом же знакомстве с бюрократической машиной. Привыкшим работать по западным стандартам инвесторам трудно разобраться в российских законах, дополнительных городских нормах, не говоря уже о весьма сложной и запутанной системе согласований. Неудивительно, что крупные проекты в российской столице смогли реализовать лишь те компании, которым удалось заручиться мощной поддержкой столичных властей. Решения о выделении земельных участков под гипермаркеты “Метро”, мебельные центры “ИКЕА”, технический сервис “Порше”, о привлечении в строительство ММДЦ “Москва-Сити” турецкого девелопера ЭНКА и о развитии автомобилестроения с участием “Рено” принимались в Москве на самом высоком административном уровне. Тогда как за все время проведения общедоступных земельных аукционов в них только однажды принимала участие (и победила) иностранная фирма. Но и она впоследствии была вынуждена отказаться от подписания контракта, сославшись на имевшее место недопонимание выдвинутых городом условий реализации договора.


В горадминистрации подчеркивают, что кризис не оказал существенного влияния на уже начатые в столице иностранные и совместные проекты. В 2009—2010 гг. открылись мини-ТЭС на Курьяновской станции аэрации, профинансированная австрийским концерном EVN, вторая очередь многофункционального центра “Лотте Плаза” на Новом Арбате, очередная гостиница “Холидей Инн” на Симоновском Валу, были увеличены до 160 тыс. автомобилей в год производственные мощности “Автофрамоса”, который приступил к выпуску нового автомобиля эконом-класса “Рено Сандеро”. Однако, чтобы в конкурентной борьбе с другими регионами не утратить завоеванных позиций, столице необходимо в корне пересмотреть свое отношение к инвесторам. “Нужно послать им четкий сигнал, что мы готовы работать над конкретными проектами”, — считает г-н Мурадов. Сигнал, по его мнению, должен выражаться в формировании готовых инвестпродуктов, упрощении конкурсных процедур, адаптировании лотовой документации к принятым на Западе стандартам и организации взаимодействия с предпринимателями по принципу “одного окна”. Нельзя посылать иностранцев бродить по коридорам мэрии в поисках подписей и печатей. “Необходимо создать службу, которая будет оказывать инвесторам необходимое информационное и юридическое сопровождение, а также получать все согласования, необходимые для реализации проекта”, — уверен г-н Мурадов.


Уже в следующем году Москва рассчитывает привлечь иностранных партнеров к финансовому участию в крупных инфраструктурных проектах, направленных на усовершенствование систем водоотведения и водоочистки, модернизацию энергетических и транспортных сетей и ликвидацию мусора методом гидросепарации. Смена ориентации инвесторов — из торговли в производство — позволит заметно увеличить долю прямых вложений и изменить структуру их распределения. По прогнозам Департамента внешнеэкономических связей, приток прямых иностранных инвестиций в столицу к 2020 году вырастет до $20—25 млрд., не менее 10—12% этих средств будет работать в высокотехнологичных секторах городской экономики.

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Популярно в соцсетях

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру