Сегодня эта тема в Павлово-Посадском районе Подмосковья самая обсуждаемая. Ведь на точность доставки пенсий в наше нестабильное время надеются и дети пенсионеров, и их внуки.
Но разберемся по порядку. В Орехово-Зуевский почтамт, который обслуживает Павлово-Посадский район, в августе начались звонки от пенсионеров: будто бы в Пенсионном фонде им говорят, что с сентября доставку пенсии будет производить не почта, а один из коммерческих банков. О котором, кстати, никакой информации нет, зарегистрирован он где-то на юге России, а офис ему в аренду районная администрация сдала пару недель назад.
Нетрудно догадаться, какова была реакция стариков при словосочетании “коммерческий банк”. Все еще помнят лихие 90-е годы, финансовые пирамиды, задержку зарплат, “прокручивание” денег. Аналогия напрашивается сама собой. Если почтовики развозят по домам пенсии не то что день в день, а час в час, то банкиры эти деньги, возможно, будут придерживать и прокручивать, как это было в период шоковой терапии.
Начальницу Орехово-Зуевского почтамта Валентину Игошину начали осаждать павловопосадские пенсионеры. Просьба была одна: не хотим уходить в коммерческий банк!
— Никакого письменного уведомления на сей счет от Пенсионного фонда нам не поступало, — рассказывает она. — Но в его Павлово-Посадском отделении мне ответили, что да, уже с сентября доставкой пенсий займется этот самый коммерческий банк. Мы пока в полном неведении, ведь письменного извещения о прекращении договора из Пенсионного фонда пока не поступало. Я обо всем доложила своему руководству, ждем результатов…
За доставку пенсий почтовые отделения получают определенный процент от Пенсионного фонда. Как видим, экономический стимул оказывать подобного рода услуги у почтовиков веский. Ведь эти средства идут не только на зарплату сотрудникам, но и на развитие почтовой связи в регионах. Так, сегодня в том же Павлово-Посадском районе из 17 почтовых отделений 16 — убыточные. Что с ними делать? Закрыть в силу нерентабельности? Но в деревнях почта часто бывает единственной ниточкой, которая связывает крестьян с внешним, так сказать, миром. Если иссякнет этот финансовый ручеек, Орехово-Зуевский почтамт будет вынужден повесить на своих 16 отделениях в Павлово-Посадском районе амбарные замки.
Что, в свою очередь, приводит в священный трепет местную городскую власть. За корреспонденцией, письмами, отправлениями люди станут ездить в город. И какие будут очереди в единственном оставшемся отделении почты?!
Коммерческому банку процент за доставку пенсий нужен совсем не для того, чтобы сглаживать напряженность, развивать социальную инфраструктуру.
— В эти дни старики осаждают и городскую администрацию, — говорит глава города Павловский Посад Татьяна Горчакова. — Просят нас “остаться в почте”. Но мы повлиять не в состоянии — и почта, и Пенсионный фонд имеют прямое федеральное подчинение. Странно, что история раскручивается так быстро — причем не в пользу людей…
В правительственном постановлении от 16 февраля 2004 г. “Об утверждении правил выплат пенсий” в соответствии с ФЗ “О трудовых пенсиях в РФ” и “О государственном пенсионном обеспечении в РФ” в пункте 11 говорится, что “доставка пенсий производится территориальным органом Пенсионного фонда РФ, организациями почтовой связи, кредитными и иными организациями, с которыми Пенсионный фонд заключил соответствующий договор”.
В этом же документе сообщается, что “пенсионер вправе выбрать по своему усмотрению организацию, осуществляющую доставку пенсии, и письменно уведомить об этом территориальный орган Пенсионного фонда РФ”.
Как видим, в выборе доставщика последнее слово остается за пенсионером. И каково же было удивление сотрудников Павлово-Посадского отделения почты, когда в местном ПФ им заявили, что все 19 860 пенсионеров предпочли услуги коммерческого банка, который предоставил от них письменные заявления!
— Но у нас-то хоть сотня-другая стариков осталась? — с надеждой в голосе поинтересовались почтовики.
— Ни одной души, — бесстрастно ответили им в Пенсионном фонде.
Именно такое единомыслие и вызвало подозрение у сотрудников почты. Не может такого быть, чтобы враз, за одну ночь, от них отвернулось 19 860 пенсионеров! Ведь прежде от них никаких жалоб и нареканий не поступало! Да и как тогда быть со звонками стариков, которые обрывают телефон Игошиной, просят ее “не отдавать их на растерзание” коммерческому банку?!
Орехово-Зуевский почтамт решил самостоятельно провести небольшое служебное расследование.
Каждый почтальон получил задание дойти до каждого пенсионера и выяснить: писал ли он заявление с просьбой изменить организацию — доставщика пенсий? Почти на 20 тысяч пенсионеров (включая и некоторых почтальонов, которые об этом ни сном ни духом!) нашлось всего-то несколько человек, признавших, что они действительно что-то подписывали, но что именно — сами не знают!
Все рассказывали одну и ту же историю. Что приходили какие-то люди и спрашивали их: вы, мол, по-прежнему хотите, чтоб вашу пенсию вам доставляли домой? Старики, естественно, отвечали “да”. И тогда их просили подписать заполненное типографским способом заявление. Те подписывали, не читая, но пребывая в полной уверенности, что пенсию им будет приносить почта, а не какой-то коммерческий банк!
И это не просто стариковский каприз. Уже не первый год почтовики доставляют на дом не только пенсии, но одновременно все социальные выплаты: пособия, ветеранские, компенсации и пр. В свое время связисты затратили огромные усилия, чтоб составить такой удобный для людей график, свести выплаты к одному дню. Там все понятно и прозрачно, на квитках указано, какую сумму и по какой статье человек получает.
Выплачивая пенсию, допустим, в сентябре, почтовики сообщают, в какой день и час привезут деньги в октябре. Ведь из-за выходных дней даты выплат не всегда совпадают.
Обеспечивать четкую бесперебойную выдачу выплат и вести строгий их учет — дело не такое простое, как кажется на первый взгляд. За счет собственных средств почтовики создали специальные доставочные участки, приобрели больше 100 автомобилей, оборудовали их необходимыми приборами.
Понадобились годы на то, чтобы создать систему электронного документооборота. Она позволяет обмен данными по защищенным каналам связи, обработка информации о выплате ведется автоматизированным способом, что в разы уменьшает количество ошибок и снижает влияние “человеческого фактора”.
С точки зрения честности и объективности картины совершенно очевидно, что этот самый коммерческий банк подсунул Павлово-Посадскому отделению Пенсионного фонда РФ настоящую липу, никаких заявлений ему местные жители не писали, это явная фальсификация!..
В ближайшие дни Орехово-Зуевская почта обратится за помощью в прокуратуру, пусть она выясняет, куда ведут корни этой авантюры.
Пока материал готовился к печати, нам сообщили, что контракт со стороны Пенсионного фонда расторгнут, о чем получено соответствующее письменное извещение о его досрочном прекращении, Тем не менее пенсионеры начали сбор письменных заявлений о том, что не желают иметь дело с коммерческим банком. Таких заявлений у почтовиков уже тысячи!
Похоже, что в пенсионной раздаче назревает скандал. Кому понадобилось ломать десятилетиями налаженную систему раздачи пенсий — видимо, тем, кому не дают покоя пенсионерские деньги, которые всегда в нашей стране были неприкасаемыми — они то единственное постоянное, за что держатся в нашей стране миллионы стариков и на что кормится огромное число членов стариковских семей. По информации “МК”, этот же самый коммерческий банк, действуя теми же методами, хочет осчастливить пенсионеров в другом районе Подмосковья — в Пушкинском.
Расчет прост: а вдруг население промолчит, проглотит наживку? Когда разберется, что к чему, будет уже поздно.