Великое противостояние

Куда приведет конфликт акционеров?

Конфликт между акционерами “Норильского никеля” с каждым днем продолжает набирать обороты. Ни одна из противоборствующих сторон не желает отказываться от борьбы.
Куда приведет конфликт акционеров?

тестовый баннер под заглавное изображение

История вопроса

Вопреки общепринятому мнению о том, что конфликт между “Русалом” и “Интерросом” начался на собрании акционеров “Норникеля” 28 июня этого года, история не самых дружественных взаимоотношений двух компаний уходит своими корнями гораздо дальше — в начало 2000-х годов.

Именно в 2002 году “Русал” проиграл борьбу за Красноярский край на губернаторских выборах, назначенных после гибели губернатора Александра Лебедя в авиакатастрофе. Ставленник алюминиевой корпорации Александр Усс уступил бывшему гендиректору “Норникеля” Александру Хлопонину, а “Русал” фактически лишился позиций в одном из своих ключевых регионов. После подведения итогов выборов обе стороны вроде бы заключили “мировое соглашение”, однако, как оказалось, ненадолго.

Конфликт вновь обострился после того, как Олег Дерипаска неожиданно “обошел” Владимира Потатина и купил блокирующий пакет акций “Норникеля” у Михаила Прохорова в 2008 году. Вслед за заключением этой сделки “Русал” незамедлительно начал наступление на независимость металлургической компании.

Изначально была информация, что якобы Олег Дерипаска планировал объединить “Норильский никель” с “Русалом”, чтобы получить контроль в объединенной компании. В этом случае “Норникель” стал бы своеобразным обеспечением по многочисленным долгам алюминиевой корпорации. Однако такие планы натолкнулись на резкое неприятие всеми остальными акционерами “Норникеля”. В результате пришлось заходить издалека.

В этом случае одной из главных задач стало взять под контроль сбытовую политику ГМК. В середине 2009 года крупнейший в мире сырьевой трейдер и одновременно совладелец “Русала”, швейцарская компания Glencore, сделала предложение “Норникелю” об организации системы продаж металлов на мировых рынках. Однако эти переговоры ни к чему не привели. “Норильский никель” отказался принимать это предложение с учетом того, что Glencore контролирует одного из главных конкурентов “Норникеля”, швейцарскую группу Xstrata. Если бы это случилось, передача сбыта Glencore означала бы полную зависимость “Норникеля” от далеко не самого прозрачного швейцарского трейдера и его ключевого партнера “Русала”. Отказ от услуг Glencore, по мнению аналитиков, и стал тем “спусковым крючком”, который превратил тлеющий конфликт в настоящий пожар войны.

Где взять денег

Все вышеописанные события происходили на фоне катастрофического ухудшения ситуации в самом “Русском алюминии”. Падение мировых цен на металл привело к тому, что “в декабре 2009 года суммарный долг компаний “Русала” превышал $ 20 млрд.” Несмотря на восстановление мировой конъюнктуры, в настоящее время долги превышают сумму в $12 млрд. Естественно, чтобы выбраться из долговой ямы, срочно нужны деньги.

Однако возможностей получить их не так уж и много.

Во-первых, их можно занять. Но в итоге это приведет только к наращиванию долгового плеча. К тому же западные банки деньги давать вряд ли станут, поэтому основные надежды компании сейчас связаны с банками, контролируемыми российским государством. Достаточно вспомнить последнее соглашение “Русала” со Сбербанком о рефинансировании кредита, ранее выданного государственным же Внешэкономбанком, на сумму в $4,59 млрд. Однако щедрость государства обычно имеет определенные границы, что наверняка понимает Олег Дерипаска.

Во-вторых, средства можно вывести из внутренних активов компании, что уже происходит. Так, Братский и Красноярский алюминиевые заводы приняли решение выплатить “Русалу” около миллиарда евро. Это в несколько раз больше чистой прибыли предприятий в прошлом году. Тем не менее этот инструмент довольно ограничен, ведь Олег Дерипаска очень не любит продавать свои активы.

Третий способ — “выбить” дивиденды из “Норильского никеля”, у которого крайне высокие финансовые показатели. В 2009 году прибыль компании достигла почти $2,5 млрд. Половину, по решению Совета директоров “Норникеля”, было решено направить на выплату акционерам. “Русалу”, таким образом, досталось бы более $330 млн.

Однако и эта цифра не устроила Олега Дерипаску. Алюминиевый холдинг предложил увеличить общий размер дивидендов до $3 млрд. — 115% прибыли компании за прошлый год. Менеджмент “Норникеля” отверг это предложение, равно как и все остальные владельцы компании, что подтвердили результаты собрания акционеров, по итогам которого “Русал” не только не получил прибавки в дивидендах, но и лишился паритета в новом составе Совета директоров.

Конфуз на собрании не остановил “Русал”. Обвинив руководство ГМК в нарушениях процедуры собрания, алюминиевый холдинг выразил готовность отстаивать свою позицию во всех возможных инстанциях. Это вылилось и в обращение к президенту России, и в судебные иски. В частности, поданы заявления в Лондонский суд и в Красноярский арбитраж. В качестве консультантов в акционерском конфликте будут использованы Merrill Lynch и Credit Suisse. Кстати, услуги столь именитых компаний явно обойдутся “Русалу” недешево.

Что дальше?

Чем закончится один из крупнейших корпоративных конфликтов в истории России, сегодня сказать сложно. Многое будет зависеть от результатов годового собрания акционеров ГМК, которое состоится 21 октября.

В том случае, если контроль над компанией все-таки получит “Русал”, скорее всего, вся деятельность ГМК будет нацелена на выплату максимальных дивидендов, чтобы главный акционер смог вылезти из долговой ямы. А это,согласно комплексной программе действий “Русала”, означает “прекращение использования средств компании на финансирование дорогостоящих покупок и проектов, не имеющих отношения к основной деятельности компании, включая покупку самолетов и спонсорство сборной по футболу”. К слову, этого уже официально потребовал от “Норникеля” “Русал”, равно как и прекращения других “проектов, не имеющих отношения к непосредственной деятельности компании”.

Впрочем, еще вероятен вариант, при котором “русаловский” блокпакет “Норникеля” будет продан госбанкам или структурам “Интерроса”. Тем более что ресурсы у них для такой сделки есть. В этом случае Олег Дерипаска получит средства на возврат долгов и возобновления инвестиционных программ своих предприятий, а “Норникель” — возможность для спокойного развития бизнеса.

Пока же ситуация продолжает нагнетаться, в том числе и в самом Красноярском крае, напоминая тот самый пресловутый 2002 год, с которого все началось. Так, на этой неделе в эфире одного из красноярских телеканалов, который поддерживается “Русалом”, прошел снятый в лучших предвыборных традициях сюжет о деятельности “Норильского никеля”. Основной мишенью его, как не сложно догадаться, стал гендиректор норильской компании Владимир Стржалковский.

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру